
Специалист по контекстной рекламе — это человек, который настраивает объявления на сайтах. С самой контекстной рекламой знаком каждый. Она формируется на основе поисковых запросов и интересов пользователей. Например, если вы активно ищете в поиске информацию про фитнес, то в ближайшее время вы будете видеть рекламные баннеры фитнес-клубов, спортивного инвентаря, костюмов, спортпита и прочих сопутствующих товаров. Контекстные объявления позволяют работать с «теплой» аудиторией, и задача эксперта состоит в том, чтобы мягко управлять ее вниманием, создавая грамотные и эффективные рекламные кампании. В этой статье мы подробно разберем, кто занимается контекстной рекламой, какие у него обязанности и сколько зарабатывает такой специалист.
Оглавление
- 1 Разбираемся в названии профессии
- 2 Профессиональные обязанности и навыки: что должен уметь специалист по контекстной рекламе
- 3 Сервисы для работы специалиста по контекстной рекламе
- 4 Как выучиться на специалиста по контекстной рекламе
- 5 Плюсы и минусы профессии
- 6 Зачем нужен специалист по настройке контекстной рекламы
Разбираемся в названии профессии
Если вы начнете искать, как называется специалист по контекстной рекламе, то можете столкнуться с двумя терминами:
- контекстолог (от слова «контекст»);
- РРС-специалист (от аббревиатуры PPC — pay per click или оплата за клик: это один из главных принципов работы контекстной рекламы).
Эти названия профессий — синонимы, и обозначают они одно и то же — человека, который занимается созданием и ведением рекламных кампаний в Google, Яндексе и (крайне редко) других сетях контекстной рекламы.
Профессиональные обязанности и навыки: что должен уметь специалист по контекстной рекламе
На первый взгляд кажется, что в запуске контекстной рекламы нет ничего сложного: и Яндекс, и Google предлагают подробные инструкции, как запустить кампанию и настроить ставки. Однако многие рекламодатели сразу же разочаровываются в этом канале привлечения трафика, поскольку чтобы получать клиентов по низкой стоимости, нужны глубокие профессиональные знания.
Чем именно занимается специалист по контекстной рекламе?
- Проводит аудит рекламируемого сайта и предыдущих рекламных кампаний, если они были. На основании этого ставит четкую цель, например, не просто «повысить продажи», а «получить 500 заявок за месяц». Обсуждает эту цель с заказчиком и составляет подробный план действий.
- Настраивает рекламные кампании, используя специальные инструменты (о них мы подробнее расскажем чуть ниже).
- Пишет текст объявлений, по необходимости создает мультимедийный контент — ищет или заказывает подходящие картинки, фотографии и видео.
- Подбирает индивидуальные ключевые слова и минус-фразы к каждой кампании.
- Проводит анализ и тщательно отслеживает каждый этап уже запущенных объявлений. По необходимости вносит коррективы и постоянно работает над улучшением результата.
Что еще может делать специалист по контекстной рекламе? Хоть это не входит в его прямые обязанности, но работодатели только приветствуют, если он владеет какими-то смежными навыками. Например, специалист по контекстной рекламе вместо маркетолога может составить портрет целевой аудитории, вместо дизайнера — нарисовать рекламный баннер в графическом редакторе или вместо SEO-специалиста предоставить рекомендации по улучшению посадочных страниц.
Помимо этого, чтобы стать востребованным РРС-специалистом, необходимо иметь следующие личностные навыки:
- Аналитический склад ума. Нужно уметь анализировать сайты конкурентов, вникать в тонкости работы на каждой площадке и быстро обрабатывать большие потоки информации.
- Развитая профессиональная интуиция, чтобы найти наилучший подход к каждой рекламной кампании.
- Коммуникабельность и позитивность. Как и в любой работе с людьми, нужно уметь общаться с заказчиками и коллегами и быть открытым для обсуждений.
- Грамотность и навыки копирайтинга. Составление объявлений — лишь небольшая, но все равно важная часть работы контекстолога. Поэтому ему нужно уметь привлечь внимание пользователей с помощью цепляющего заголовка и лаконичного продающего текста.
- Общее понимание рекламного бизнеса в целом и принципов работы контекстной рекламы в частности.
- Креативность. Нужно уметь иногда отходить от правил и пробовать что-нибудь новое.
Обладая перечисленными навыками, можно легко обучиться на специалиста по контекстной рекламе и сделать успешную карьеру.
Оставь контакты и мы пришлем кейсы, которые уже сработали
Сервисы для работы специалиста по контекстной рекламе
Существует множество инструментов, которыми контекстологи должны уметь пользоваться. Вот лишь главные из них:
- Системы по размещению контекстной рекламы. Самые популярные — это Yandex.Direct и Google Adwords. В рунете чаще всего используется Директ, и для специалиста по контекстной рекламе в Яндексе существует отдельный термин — директолог.
- Сервисы для веб-аналитики и сбора статистики по рекламным кампаниям. В основном это Яндекс.Метрика для Директа и Google Analytics для Google Ads.
- Сервисы для сбора ключевых слов и анализа ключей конкурентов: Яндекс Вордстат, Keyword Tool, SpyWords и другие.
- Сайты для автоматизации рекламы: Click.ru, eLama и т. д.
Большинство из этих маркетинговых сервисов платные, поэтому при запуске рекламной кампании будьте готовы заложить расходы на них в бюджет.
Об основных трендах контекстной рекламы в 2021 году читайте в нашем блоге.
Как выучиться на специалиста по контекстной рекламе
В университетах на контекстологов пока не обучают, хотя высшее образование по специальности маркетинг никогда не будет лишним. Но чтобы получить знания по контекстной рекламе, можно пройти один из многочисленных онлайн-курсов. В среднем они длятся от 1 до 3 месяцев и стоят от 10 000 до 50 000 рублей. Многие курсы предлагают практическую дипломную работу над реальным проектом — это бесценный опыт, который поможет найти работу. Помимо этого, выпускникам выдается сертификат, подтверждающий квалификацию.
Плюсы и минусы профессии
Как и у любой профессии, у работы специалиста по контекстной рекламе есть свои преимущества и недостатки.
Плюсы | Минусы |
Востребованность. Пока существует интернет, всегда будет нужда в грамотных веб-маркетологах. | Нужно постоянно обучаться и следить за новостями в сфере контекстной рекламы, чтобы не отставать от коллег. Получить образование и расслабиться — это точно не про маркетинг. |
Низкий входной порог — с первого дня обучения до начала работы может пройти пара месяцев. | Высокая ответственность и работа в условиях цейтнота. Клиенты будут требовать результат «здесь и сейчас». Неправильно настроенная рекламная кампания обернется потерей внушительной суммы денег для клиента. |
Свобода передвижений. Можно найти вакансию как в офисе, так и на фрилансе. | Рутинность. Хотя большинство процессов автоматизированы, в контекстной рекламе все еще остается множество довольно скучных и монотонных действий. Тот же ручной подбор ключей может растянуться на много часов, а то и дней. |
Остался самый главный вопрос — сколько зарабатывает специалист по контекстной рекламе? Как всегда, это зависит от региона и от профессионального опыта соискателя. В Москве и Санкт-Петербурге разброс заработка для начинающих специалистов составляет от 25 000 до 40 000 рублей, в регионах — от 20 000 до 30 000 рублей. Услуги экспертов стоят, соответственно, 50 000 — 200 000 и 40 000 — 60 000 рублей.
Крупные компании предлагают зарплату от 70 000 до 230 000 рублей.
Фрилансер не зависит от места жительства и с наработанной клиентской базой может получать около 100 000 рублей, если будет вести одновременно большое количество проектов.
Зачем нужен специалист по настройке контекстной рекламы
Контекстолог — это профессионал в узкой сфере, поэтому его обязанности не получится возложить на SMM-специалиста или менеджера по работе с клиентами. А самостоятельно разобраться во всех настройках Яндекс.Директа или Google Ads еще сложнее. Хотя на первый взгляд создание рекламных кампаний выглядят не таким уж сложным, но большинство объявлений, запущенных непрофессионалами, это пустая трата денег и времени. Намного более рентабельным будет обратиться к специалистам по контекстной рекламе, который приведет на сайт первых клиентов в течение недели и обеспечит стабильный приток теплой и горячей аудитории по низкой стоимости за клик.