Для инвесторов образовательная ниша стала привлекательной сравнительно недавно — после вынужденного перехода школ и вузов в online режим из-за пандемии COVID-19. Трансформация рынка образования, а именно цифровизация (EdTech), сделала инвестиции в обучение менее рискованными.
При открытии учебных заведений-оффлайн рассчитывать на быстрый доход не приходилось, к тому же, затраты были слишком высокими — аренда помещения, приобретение мебели/техники и так далее. E-learning проекты начинают приносить заработок спустя 2−3 месяца с момента запуска, а организация учебного процесса через интернет сводит расходы к минимуму.
Эксперты агентства 360 MEDIA оценили перспективы развития российского EdTech-рынка и предлагают несколько практических советов по выгодному инвестированию в отечественные образовательные онлайн-проекты.
Оглавление
Особенности образовательных продуктов
Прежде всего, обозначим разницу между инфобизнесом и EdTech рынком. Информационный бизнес основывается на продаже готового контента, точнее доступа к нему в рамках специальной платформы, и зачастую предполагает самостоятельное изучение материала. В роли инфопродукта могут выступать текстовые файлы, аудиокниги, видеоролики, мастер-классы и многое другое.
EdTech — это не только ценные знания, но и грамотная организация обучения. Образовательный процесс выстраивается по принципу школы, где студенты общаются с экспертом, выполняют домашние задания, проходят итоговые тесты, зарабатывают оценки.
На EdTech спрос выше по той причине, что такие программы предусматривают получение глубоких знаний, а значит, позволяют рассчитывать на качественную подготовку и выгодное трудоустройство в будущем. Масштабные проекты приносят высокий доход, поэтому инвестиции в электронное обучение так популярны.
Перспективы EdTech-рынка в России
После окончания пандемии в 2022 году рынок электронного образования ожидаемо замедлил свой рост — совокупная прибыль EdTech-компаний составила 87 млрд рублей, что всего на 18% больше, чем в 2021 году. Население вернулось к работе, поэтому инвестиции в собственное образование и развитие личности потеряли актуальность из-за элементарной нехватки времени.
Вдобавок на ситуацию повлияли всем известные политические события, а также последующий за ними экономический кризис. Вкладываться в такие проекты было несколько рискованно.
К счастью, в 2023 году наступило время реабилитации для EdTech-рынка РФ — за первое полугодие его объем достиг 52 млрд рублей. То есть, прирост составил около 34% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года, а это позволяет строить весьма оптимистичные прогнозы.
Так, в августе эксперты Smart Ranking заявили, что при сохранении текущей динамики к концу года доходы в сегменте российского онлайн-обучения могут превысить 100 млрд рублей.
Основные сегменты отечественного EdTech
Речь идет о возрастном разделении рынка — дополнительное профессиональное образование (ДПО) и детское образование (дошкольное/школьное). Чтобы инвестиции в обучение приносили максимальный доход, необходимо выяснить, какой сегмент окажется более прибыльным в ближайшие годы. Рассмотрим инвестиционную привлекательность каждого варианта.
Дополнительное образование. Составляет почти 50% отечественного EdTech-рынка, причем в этом сегменте всегда наблюдалась хорошая динамика. Однако, в 2023 году рост ДПО замедлился — с января по июнь доход компаний, ориентированных на взрослую аудиторию, вырос до 18 млрд рублей, то есть всего на 28% относительно прошлого года.
Снижение спроса объясняется тем, что в условиях кризиса люди не готовы идти на риск, а предпочитают держаться за более стабильную работу. Хоть инвестиции в профессиональное образование и важны для развития экономики, немногие захотят вкладывать деньги в данный сегмент на фоне общего падения продаж.
Детское образование. Второй крупнейший сегмент на рынке электронного обучения в России. Согласно статистике Smart Ranking, по темпу роста детское образование уверенно обходит ДПО — в первые 6 месяцев 2023 года прирост составил рекордные 32%, а прибыль за тот же период достигла 16 млрд рублей. Эксперты уверены, что до конца года эта сумма возрастет как минимум вдвое.
Такая тенденция связана с тем, что даже в кризисные времена родители готовы оплачивать своим чадам не только учебу в частных школах, но также развивающие внеклассные занятия. Так, в 2024 году основной поток инвестиций будет направлен на детские обучающие проекты.
Как инвестируют в онлайн-образование
При грамотном подходе инвестиции в обучение приносят хорошую прибыль. Конечно, уровень дохода будет зависеть от вложенной суммы, выбора прибыльной ниши и составления сильной методологической основы. Но есть еще один важный момент — вариант инвестирования. В сфере образования используются такие же виды инвестиций, как и в других отраслях экономики.
- Финансовые. Подразумевают вложение денег в ценные бумаги (акции, облигации, ETF) для реализации конкретных инвестиционных целей. Покупка доли в бизнесе компании позволяет рассчитывать лишь на частичное увеличение капитала — в среднем около 17% годовых. Минус в том, что не каждая образовательная компания захочет сотрудничать с неквалифицированными инвесторами, то есть, новичками на фондовом рынке.
- Реальные. Представляют собой инвестирование в материальные и нематериальные активы. К первым относится приобретение оборудования, учебные материалы, аренду помещений, строительство зданий садиков/школ/вузов.
Для организации обучения в online режиме больше подходят инвестиции в объекты интеллектуальной деятельности — учебные программы, технологическую составляющую, информационные продукты и т. д.
Представленные виды инвестиций в онлайн-образование не могут существовать друг без друга. Капитальные вложения (реальные) невозможны без осуществления финансовых, а финансовые, в свою очередь, должны иметь логическое завершение в виде реальных инвестиций.
Прибыльные ниши на рынке EdTech в 2023 году
Какие направления онлайн-обучения привлекательны для инвестиций в России? Вкладчикам стоит обратить внимание на ниши с долгоиграющим эффектом — те, которые будут пользоваться спросом не один год. Поскольку детское образование уже сегодня активно обгоняет ДПО, лучше вкладываться в направления EdTech, рассчитанные не только на взрослых, но и на детей.
- Программирование (ИТ-сфера). Популярность IT-профессий объясняется высоким заработком, поэтому желающих научиться «писать» программы всегда много. Для взрослых курсы станут удобной альтернативой обучению в вузах, а для подрастающего поколения — шансом получить хорошую подготовку перед поступлением в университет.
- Иностранные языки. Согласно результатам опросов ВЦИОМа, примерно 1/5 россиян, изучающих языки других народов, пользуются образовательными платформами. Самые востребованные языки: английский, немецкий, китайский, испанский. Преимущество в том, что знание иностранных языков актуально всегда, а значит, инвестиции в такое обучение будут приносить стабильный доход на протяжении длительного периода. Как открыть онлайн-школу английского языка, читайте по ссылке.
- Digital-искусство. Цифровой художник — профессия будущего. Если уроки рисования направлены на развитие художественных способностей и получение аналогичного образования в будущем, то занятия по digital-иллюстрации — прямые инвестиции в прибыльную профессию. Ниша востребована среди людей разных возрастов.
Собираетесь инвестировать в онлайн-обучение? Специалисты агентства 360 MEDIA подскажут выгодные инвестиционные решения конкретно для вас, учитывая бюджет и личные пожелания. Рекомендуем обратить внимание на инвестиции в онлайн-школы. Мы возьмем все организационные вопросы на себя. Вы можете получить консультацию прямо сейчас, заполнив форму обратной связи на сайте!
Оставь контакты и мы пришлем кейсы, которые уже сработали