
Тренинг как форма обучения приносит больше пользы учащимся, чем лекции и семинары, ведь он предполагает применение полученных знаний на практике. Такая «тренировка» на 90 % состоит из практических упражнений, направленных на освоение и закрепление новых умений. Поучаствовав в тренинге, студент уходит с определенным навыком — он уже задал тренеру все вопросы по теме, разобрался, что и как работает, и даже попробовал сделать сам. Как минимум, ему не придется обращаться за помощью к сторонним специалистам, чтобы усвоить прослушанную информацию.
Добиться такого результата удастся, если методология тренинга выстроена корректно. Важно не просто заинтересовать студентов, но и правильно организовать учебный процесс, чтобы они не испытывали трудностей с пониманием материала. Последнее зависит от того, насколько удачно были выбраны методы тренинга. Далее о том, как грамотно разработать тренинговую программу, чтобы по завершении обучения добиться конечной цели.
Оглавление
Виды тренингов
Первоначально тренинг используется как инструмент по выходу из зоны комфорта — участников намеренно перемещают в какую-нибудь стрессовую ситуацию ради достижения определенного результата, например, преодоления страхов, неуверенности в себе и т. д. Как показала практика, эмоциональная встряска помогает быстрее находить нужные решения, ведь в таком состоянии улучшается работа мозга. К тому же, эмоционально окрашенные события запоминаются куда лучше, чем повседневные, что делает опыт участия в тренинговых занятиях бесценным.
Существует множество разновидностей тренировок, разделенных на категории. В большинстве случаев их классифицируют по направлению, а также конкретным целям, которые должны быть достигнуты в результате обучения. Мы рассмотрим только основные виды тренингов.
- Навыковые. Цель тренинга — сформировать у участников определенные навыки, которые они смогут применять в работе или личной жизни. Такие краткосрочные программы популярны среди парикмахеров, бухгалтеров, дизайнеров и в других областях, где небольшой кусок информации можно освоить и отточить на практике за непродолжительное время. Что касается личностного роста, то здесь тренировки могут быть связаны с улучшением коммуникативных навыков, например, чтобы избежать трудностей при знакомстве с новыми людьми.
- Психотерапевтические. Такие программы помогают людям справиться с чувством вины и тревожности, побороть неуверенность в себе, избавиться от страхов. Целью проведения тренинга является изменение стереотипного поведения, чтобы в будущем человек больше не испытывал подобных чувств.
- Социально-психологические. Подобные тренинги создают с целью совершенствования межличностных отношений, поэтому проводятся они в группах. Во время занятий тренер помогает людям развить в себе необходимые для общения навыки, например, умение правильно выражать свои мысли, выслушивать собеседника до конца, сопереживать другим людям. Путем практических тренировок участники учатся решать конфликты.
- Бизнес-тренинги. Наиболее распространены корпоративные (закрытые) тренинги, которые организовываются исключительно внутри фирмы. Главная цель мероприятия — улучшение деловых навыков работников для повышения эффективности всей команды. Направление тренинга может быть любым: от обучения технике продаж до формирования базовых управленческих навыков.
В связи с активным развитием рынка бизнес-образования корпоративные тренинги приобрели невероятную популярность, поэтому дальше мы поговорим именно о них. Такие мероприятия проводят люди, которые не просто разбираются в тематике, а еще и достигли реальных успехов в этой сфере. Но достижения эксперта — не единственное, что требуется для бизнес-тренинга. Важно правильно передать опыт ученикам, а также убедиться, что у них сформировались необходимые навыки. При разработке тренинга понадобится помощь специалиста в области методологии.
Оставь контакты и мы пришлем кейсы, которые уже сработали
Методология построения тренинга
Методов тренинга существует немалое количество, причем многие из них успешно применяются в сфере бизнес-образования. Для создания эффективной программы необходимо выбрать только те методические приемы, которые позволят по максимуму использовать потенциал участников. Методология бизнес-тренинга должна учитывать особенности учеников (пол, возраст, статус), их ожидания от обучения, размеры аудитории, количество блоков в программе, продолжительность мероприятия и многое другое. Итак, рассмотрим каждый из методов более подробно.
Дискуссии
При разработке методологии обучения бизнес-тренинга большое место отводится созданию общего пространства для идей, когда не только спикер, но и все участники делятся опытом друг с другом. Именно поэтому одной из важнейших методик является дискуссия. Она подразумевает работу всех студентов в целом, если группа небольшая, или разделение аудитории на группы. Участники бизнес-тренинга обсуждают предложенные тренером вопросы, анализируют проблемы, ищут способы их решения. Дискуссии могут планироваться на определенных этапах тренинга или же быть спонтанными, например, когда участники хотят обговорить отдельные моменты.
Кейсы
При написании методологии бизнес-тренинга в программу обязательно включают кейсы — случаи из реальной практики, как правило, проблемные. Тренер использует подобные рассказы для того, чтобы участники научились анализировать сложные ситуации, прорабатывать варианты решения проблемы и выбирать оптимальные из них. В процессе ведения тренинга эксперт может предлагать к разбору несколько кейсов в зависимости от длительности обучения.
Игры
Игровые методы часто используют при построении бизнес-тренинга. Иногда разрабатываются так называемые бизнес-симуляции — деловые игры, имитирующие рабочий процесс конкретной компании. Такой формат требует максимальной реалистичности. То есть, разыгрывая ситуацию, участники игры должны действовать точно так же, как если бы они выполняли работу в реальной жизни. Зачастую методология бизнес-тренинга предполагает организацию простых ролевых игр, которые отличаются свободной подачей. После отыгрыша начинается групповое обсуждение.
Мозговой штурм
Проводится брейнсторм ради одной цели — поиска новых, нестандартных мыслей. На первом этапе ведущий ставит перед группой проблему, для которой нужно придумать как можно больше решений. Далее происходит непосредственно генерация идей — участники озвучивают любые варианты, пусть даже абсурдные. Иногда это помогает быстрее найти правильный ответ. По завершении мозгового штурма тренер выбирает самые реалистичные идеи.
Фасилитация
При создании методологии для корпоративного тренинга важно делать упор на самостоятельную работу группы. Именно поэтому эксперты обращаются к методам фасилитации. В данном случае тренер занимает нейтральную позицию — он не участвует в дискуссии, а управляет ею. Задача фасилитатора заключается в том, чтобы помочь участникам самим найти варианты действий. Время от времени он задает вопросы, чтобы направить процесс в нужное русло.
При проработке методологии бизнес-тренингов в продукт часто включают несколько из перечисленных выше методик: так удается «выжать» из учебного процесса максимум пользы. Обратитесь в компанию 360 MEDIA — и наши эксперты помогут разработать учебные материалы, которые будут по-настоящему полезны слушателям и помогут им добиться новых вершин. Разработка тренинга ведется опытными методологами, работавшими с компаниями самых разных сфер. Мы готовы создать бизнес-тренинг под ключ, начиная от поиска эксперта и заканчивая технической поддержкой мероприятия. Оставьте заявку на бесплатную консультацию и узнайте, что мы можем вам предложить!