Начинать работу над проектом без знаний по методологии управления равноценно кругосветному путешествию на паруснике без капитана. Независимо от того, в какой сфере функционирует бизнес, методология объединяет все происходящие в нем процессы и приводит к успешному результату. У каждой управляющей стратегии есть свой подход и своя концепция ведения бизнеса. Эксперты digital-агентства 360 MEDIA расскажут, что собой представляет проектная методология, каковы ее задачи, и какие виды наиболее эффективны.
Оглавление
Что такое методология проекта
Методология управления проектом — это не просто набор правил, а целостная система, которая ведет проект от начала до конца и обеспечивает его эффективность. Ключевые элементы методологии:
- принципы работы: четкие правила постановки задач, распределение ответственности и эффективное взаимодействие между членами команды;
- способы оценки: инструменты для отслеживания прогресса выполнения задач и соблюдения сроков;
- инструменты и методы: набор инструментов и техник, необходимых для успешной реализации проекта.
Иногда методологов путают с методистами. для того, чтобы этого не делать, прочитайте нашу статью о разнице между методологом и методистом образовательного проекта.
Задачи методологии
Методология проекта сочетает в себе несколько ключевых функций.
Планирование
Этап, связанный с постановкой целей и сроков, выбором способов их успешного достижения.
Ранжирование ресурсов
Фаза распределения участников проекта, финансов, материалов, инструментов, оборудования для выполнения поставленных задач.
Организация сотрудников
Определение функционала и зоны ответственности каждого специалиста, а также способов их взаимодействия.
Проведение мониторинга
Методики ведения проекта предусматривают инструменты контроля, быстрого реагирования на изменение плана и способы его корректировки.
Обеспечение качества
Правильно выбранная методология определяет критерии качества и мотивирует участников проекта на максимальное достижение поставленной цели.
Снижение рисков
В задачи методологии входит составление прогноза, который позволяет предвидеть возможные проблемы и наметить пути их устранения.
Виды методологий
Управляющие принципы работы начали активно формироваться в ХХ веке. Одни успешно применяются в сегодняшних технологиях, другие стали основой и фреймворками современных методик. Вот наиболее востребованные методологии управления проектом.
Waterfall
Термин Waterfall («водопад») ввел в 1970 году американский ученый Winston Royce. Принцип действия этой модели прост: процесс разбивается на отдельные циклы, которые последовательно располагаются друг за другом. Завершив выполнение одного этапа, команда переходит к другому: законченная фаза «перетекает» в следующую. Возврат к пройденной стадии или ее пропуск невозможны. Результат проекта можно оценить только после его завершения.
Главными преимуществами методологии Waterfall является:
- простота понимания и применения инструментария;
- структурированный подход;
- четко обозначенные сроки и результат проекта.
Недостаток: в силу недостаточной гибкости не может применяться для проектов с лабильными критериями.
Scrum
Эта методология управления проектами имеет интересную историю. Ее основы были заложены японскими учеными Hirotaka Takeuchi и Ikujiro Nonaka в 1986 году, когда они предложили создавать команды, где специалисты разных профилей совместно решают одну задачу. Впоследствии эту модель усовершенствовали программисты Ken Schwaber и Jeff Sutherland, адаптировав ее для нужд современной IT-индустрии.
Суть методологии Scrum в том, что командная работа над продуктом движется последовательными шагами:
- выполнение первой версии заказа;
- обсуждение с заказчиком необходимых изменений;
- внесение корректив или создание новой версии.
Процесс идет до тех пор, пока результат не будет достигнут.
Плюсы методологии проекта Scrum:
- оперативность в принятии решений;
- возможность вносить коррективы;
- плотное сотрудничество заказчика и исполнителя.
Слабые стороны:
- необходимость опытного командного руководителя;
- небольшая численность коллектива (не более 9 человек);
- неприменима к проектам с неизменными требованиями.
Agile
Agile — это не жесткая методология, а скорее, философия успеха. Манифест универсальных принципов, направленный на повышение эффективности любого проекта, независимо от его масштаба и сферы деятельности. Его представили 17 разработчиков программного обеспечения.
Agile основан на четырех ключевых постулатах, которые ставят в приоритет человеческие факторы и гибкость в работе:
- Люди важнее процессов. Успех проекта зависит от мотивации и взаимодействия членов команды, а не от формальных процедур.
- Продукт важнее документации. Фокус на создании рабочего продукта, который имеет реальную ценность, а не на составлении обширной отчетной и сопроводительной документации.
- Сотрудничество с клиентом важнее формализма. Тесное и открытое взаимодействие с клиентом — залог удовлетворения его потребностей и достижения общих целей.
- Изменения важнее плана. Гибкость и способность адаптироваться к изменениям — ключевые факторы успеха в динамичной среде.
Эта модель часто работает во взаимодействии с другими методологиями, дополняя их механизмы управления проектом.
Отличительными чертами Agile стали:
- гибкая, быстро адаптируемая методика;
- получение осязаемого результата на каждой стадии проекта;
- плотное взаимодействие команды и клиента;
- перманентная обратная связь.
Недостатками считают:
- отсутствие четкого планирования;
- необходимость погружения заказчика в проект;
- сложность замены вовлеченных в работу специалистов.
Гибридные методологии
Методологии управления проектом продолжают развиваться и интегрироваться в современные бизнес-процессы. Меняющийся характер проектной среды не всегда дает возможность использовать классические методики. Удачной находкой стали гибридные методологические модели, аккумулирующие статичные и гибкие подходы.
Их выбирают потому, что:
- один проект может включать различные требования;
- они поддерживают равновесие между гибкостью и стабильностью;
- сложность проекта не становится препятствием;
- в них оптимизируется получаемая ценность продукта.
Неподготовленному человеку довольно сложно выбрать методику, соответствующую запросам клиента. Лучше доверить это профильному специалисту.
Маркетологи digital-команды 360 MEDIA обладают глубокими знаниями в области методологии управления образовательными проектами. Мы используем разные подходы, подбираем оптимальные модели менеджмента, умеем анализировать их преимущества и риски. Все это позволяет нам создавать эффективные стратегии, которые максимально приносят результаты клиентам. Готовы создать сильную команду с 360 MEDIA? Оставляйте заявку на сайте, и наш менеджер свяжется с вами в кратчайшие сроки, чтобы обсудить детали!