
По данным исследования «Нетологии» и Data Insight, в 2021 году россияне впервые потратили на онлайн-образование больше, чем на очное, — около 230 млрд рублей. Желание получать знания удаленно доказывает и ежегодно растущая статистика продаж. Клуб по подписке — новый формат обучения в интернете, который имеет все шансы выйти в топ в ближайшие несколько лет. Главное преимущество модели — минимальные затраты на создание контента и стабильная, предсказуемая прибыль.
Что такое клубы по подписке
Клуб по подписке работает по модели, напоминающей подписку на журналы. Вы платите фиксированную сумму в месяц и получаете доступ к контенту. Как правило, эксперты делятся следующими материалами:
- лучший контент из наработанного за предыдущие годы;
- актуальный контент, касающийся последних изменений в сфере, новых мастер-классов или кейсов и т.д.
Также используется модель кооперации со спикерами: например, раз в месяц устраивается онлайн-встреча с узкопрофильным специалистом.
Оставь контакты и мы пришлем кейсы, которые уже сработали
У онлайн-клубов по подписке есть и еще одна важная миссия — собрать сообщество единомышленников. Люди, увлеченные одной темой, делятся опытом, поддерживают друг друга, совместно решают проблемы и даже общаются на отвлеченные темы в чате.
Вот ключевые отличия клубов по подписке от другого популярного формата обучения — онлайн-школ.
| Клубы по подписке | Онлайн-школы |
Подготовка материала | Для запуска нужен небольшой набор материалов — остальные можно готовить в процессе или предлагать в кооперации с экспертами. | К запуску нужно полностью подготовить курс. |
Модель оплаты | Ежемесячный платеж. Если пользователь перестает платить, то доступ к материалам и обсуждениям закрывается. | Единоразовая покупка курса либо регулярные платежи за уроки (например, при изучении иностранных языков с учителем). |
Процесс обучения | Материалы выкладываются в открытый доступ. Пользователь может изучать их, когда удобно. Активного участия в процессе обучения не требуется. | Учащиеся должны прикладывать усилия, чтобы идти в одном темпе с потоком. Для получения диплома, как правило, нужно пройти тестовую проверку знаний или сдать проект. |
Срок удержания пользователя | Если появляется интересный материал и удалось объединить людей вокруг проекта, они могут быть участниками бесконечно долго. | Большинство курсов длятся 1-6 месяцев. Дальше нужно предлагать новый курс — или вы потеряете человека. |
Возможность перезапуска | Эксперту важно оставаться актуальным, поэтому придется тратить время на подготовку свежих кейсов или реагировать на запросы участников клуба по подписке. Тем не менее большинство материалов можно использовать повторно для новых групп. | Курс можно перезапускать в течение нескольких лет, изменяя только небольшую часть. |
Вовлеченность эксперта | Высокая: если перестать давать пользователям материал, то никто не продлит подписку. | Низкая: фактически можно записать курс, отдать его продвижение на аутсорсинг и зарабатывать деньги. |
Онлайн-клуб по подписке — формат, рассчитанный как на «людей процесса», так и на «людей результата». Это безопасное место, где пользователи могут обмениваться идеями, мечтать об их реализации, делиться успехами и неудачами. Никто не ждет, что после нескольких месяцев участия студенты должны основать новый бизнес, разработать собственный сайт или устроиться на работу программистом.
Клуб по подписке может стать великолепным способом удержать аудиторию после прохождения онлайн-курса, когда, казалось бы, пользователи уже практически потеряны для эксперта. Предложите им вступить в сообщество для профессионалов с поддержкой проектов, инсайтами, обменом опытом — и вы сможете продолжать получать деньги.
Как создать онлайн-клуб по подписке
- Определиться с идеей и пользой для пользователей.
Эксперту или продюсеру клубов по подписке нужно сформулировать, какую информацию получат участники, что она им даст, в каком направлении будет двигаться ваш канал.
Выбор темы — ключевой момент при создании клуба по подписке. Важно, чтобы она соответствовала как минимум двум параметрам:
- была вам интересна: с онлайн-клубом по подписке придется «возиться» от начала и до конца — как только вы перестанете активно участвовать в жизни сообщества, пользователи начнут уходить;
- была достаточно объемной, чтобы материала хватило на много месяцев.
- Выбрать площадку.
Можно решить вопрос при помощи социальных сетей — например, сделать закрытое сообщество во «ВКонтакте» или в «Телеграме». Также есть площадки вроде GetCourse: они платные, но открывают намного больше возможностей для персонализации и аналитики.
Обратите внимание! Во «ВКонтакте» есть система «Поддержка авторов»: она не только автоматически списывает деньги за подписку и отправляет уведомления о новых материалах участникам сообщества, но и защищает права автора — не дает пересылать посты пользователям, которые не донатят.
Советы о том, как создать клуб по подписке, собраны в нашей статье по ссылке.
- Подготовить материалы.
Важное достоинство онлайн-клуба по подписке в том, что материалов можно подготовить немного. Конечно, чем их будет больше, тем спокойнее, но в целом стартовать можно с «запасом» на 2-3 недели. При этом в будущем пользователи сами могут натолкнуть вас на мысли, о чем рассказать, задавая вопросы или участвуя в опросах.
- Продумать систему оплаты и сформировать стоимость.
Оплата членства производится ежемесячно. Как правило, она ниже, чем плата за онлайн-курс, и в этом одно из ключевых преимуществ клуба по подписке для пользователей. С другой стороны, если вы будете давать участникам сообщества пользу, то они неоднократно продлят подписку. Так вы заработаете на каждом лиде больше, чем если однократно продадите ему курс.
Что касается систем оплаты, то удобнее всего использовать инструменты, которые предлагает сама площадка, например,VK Donut или GetCourse Pay. В противном случае придется вручную контролировать каждого пользователя.
- Найти участников.
Проще всего экспертам, у которых уже есть клиентская база в социальных сетях: небольшой прогрев — и нужное количество пользователей для клуба по подписке набралось. Также можно действовать по схеме, которая используется для онлайн-курсов: настроить автоворонку и привлекать участников при помощи рассылки/рекламы/раскрутки сообщества в социальных сетях и других методов в зависимости от особенностей аудитории.
Компания 360 MEDIA выступает в роли продюсера клубов по подписке для клиентов из Москвы и других городов России. Мы организуем сообщества под ключ, проходя с экспертом все этапы подготовки к запуску. Наши методисты помогут продумать программу, собрать материалы и найти приглашенных спикеров, дизайнеры и программисты создадут привлекательное оформление клуба и современный лендинг, маркетологи настроят воронку продаж. Вы получите безупречно работающий инструмент, который сразу же начнет приносить прибыль.