Главная тенденция последних лет в сфере образования — переход в онлайн. Но некоторые люди до сих пор относятся со скепсисом к такому образовательному формату. Какова эффективность онлайн-обучения? Как на практике оценить результаты дистанционного образования? Разберемся с реальными возможностями онлайн-курсов, их задачами и показателями эффективности.
Оглавление
Почему нужно следить за эффективностью онлайн-курсов
Успех любого образовательного продукта во многом будет зависеть от того, насколько он отвечает целям при онлайн-обучении, которые ставят слушатели. Если курс отвечает запросам целевой аудитории, удовлетворяет ее потребностям и соответствует по уровню качества, то вы получите положительные отзывы и приобретете лояльных слушателей.
Это будет очень полезно для снижения затрат на рекламу и продвижение продуктов, ведь одним из самых эффективных и низкозатратных маркетинговых инструментов до сих пор остается сарафанное радио. Таким образом, оценка эффективности онлайн-обучения должна обязательно проводиться для всех продуктов вне зависимости от числа слушателей.
Оценивать результативность дистанционных образовательных программ будет полезно в следующих случаях:
- Если компания организовала обучение для сотрудников, и нужно убедиться, что все они в необходимом объеме усвоили программу.
- Если компания начинает сотрудничество с новыми партнерами или обучает франчайзи.
- Если вы создали образовательный продукт и хотите проследить, насколько были выполнены поставленные изначально задачи при онлайн-обучении.
Во всех этих случаях оценка результатов поможет вам получить максимально объемную и структурированную обратную связь и точно понять, почему онлайн-курсы будут интересны вашей целевой аудитории. Все это поможет более эффективно проработать рекламные и маркетинговые стратегии, чтобы снизить издержки на дальнейшее продвижение продукта.
О плюсах и минусах онлайн-обучения читайте по ссылке.
По каким показателям оценивать эффективность онлайн-курсов
Для оценки эффективности онлайн-обучения существуют вполне конкретные и измеримые метрики. Большинство из них реализовано на популярных образовательных платформах. Это очень удобно, поскольку без дополнительных настроек и доработок вы сможете отслеживать результативность курса. Вот наиболее значимые и показательные метрики.
Прогресс
Один из самых важных показателей, позволяющих определить, нужно ли онлайн-обучение конкретному слушателю, — его прогресс. Данная метрика реализована практически на всех платформах и является базовой для оценивания результативности программы.
Прогресс показывает, насколько часто пользователь обращается к образовательному материалу и насколько успешно осваивает его. Явное отставание слушателей от общей массы — сигнал куратору или создателю курса о наличии какой-либо проблемы. Чаще всего, низкий уровень прогресса свидетельствует о том, что:
- пользователь пропустил старт образовательной программы (не получил письмо или не прочитал уведомление);
- слушатель потерял мотивацию;
- пользователь столкнулся со сложностями, которые не может преодолеть самостоятельно.
Вне зависимости от причины отсутствия прогресса стоит связаться со слушателем и выяснить, в чем заключается проблема. Если пользователь столкнулся со сложностями в освоении программы, можно предложить ему дополнительные материалы для изучения. Если же человек потерял мотивацию или понял, что курс ему не подходит, то можно предложить другую образовательную программу, которая учитывает задачи и возможности при онлайн-обучении для конкретного слушателя.
Статус обучения
Эта метрика определения эффективности онлайн-обучения во многом схожа с прогрессом. Она показывает, какой процент материалов освоил пользователей. Отслеживая статус обучения, вы так же можете увидеть, что пользователь пропустил старт курса и не приступил к изучению материала. При помощи этой метрики удобно следить за результатами, когда у курса есть конечная дата, — отправляя отстающим уведомления, вы добьетесь максимального процента успешного прохождения.
Результаты
Возможности онлайн-курсов нельзя оценивать в отрыве от уровня подготовки слушателей. И для того, чтобы определить, насколько сложность курса соответствует уровню пользователей, нужны результаты. Эта метрика тоже во многом перекликается с прогрессом, но показывает не только количество пройденных уроков, а еще и оценку.
Чтобы получить реальное представление о результативности и эффективности онлайн-обучения, используется тестирование. Наиболее объективно ситуацию показывает двойное тестирование: входной контроль проводится до начала курса, а итоговый тест — после окончания программы. Таким образом удобно не только определять общую эффективность онлайн-обучения, но и отдельных модулей. Например, если какая-то тема «просядет» по итогам тестирования, ее можно доработать и более детально и подробно объяснить материал.
Тестирование не всегда объективно отражает возможности онлайн-курсов. К примеру, может получиться так, что по результатам тестов знания слушателей будут или слишком высокими, или, напротив, слишком низкими. Такая картина может получиться, если курс не соответствует уровню подготовки пользователей или если тест оказался слишком легким или сложным.
Как отслеживать качество курса и повысить его
Если перечисленные выше метрики показывали прогресс и успехи слушателей, то следующие показатели напрямую укажут на проблемы с образовательным материалом.
Анализ ответов
Инструмент для анализа ответов поможет понять, почему онлайн-курсы могут показаться пользователям слишком сложными. Многие образовательные платформы предоставляют статистику по попыткам пользователей дать правильный ответ. Если вы увидите, что при ответе на определенные вопросы слушатели постоянно сталкиваются с проблемами, то эту информацию нужно использовать, чтобы доработать тестирование или материалы курса.
Например, часто увеличение количества попыток наблюдается, если вопрос сформулирован не совсем корректно. Формулировка может быть расплывчатой или двоякой. Или трудность может быть с ответами.
Если с тестом нет проблем, то, вероятно, потребуется доработка статьи из онлайн-обучения, в которой не до конца раскрыт материал.
Популярность уроков
Возможность следить за популярностью отдельных материалов онлайн-курса будет очень полезна. Например, вы можете отметить, что статьи на отдельные тематики пользователи открывают и прочитывают чаще других. В этом случае есть смысл подготовить дополнительные материалы, чтобы раскрыть эту тему максимально полно, или сделать по данному направлению самостоятельный образовательный продукт.
Также большая популярность отдельных уроков может быть вызвана их форматом — наличием тестов, интерактивных или игровых модулей. Если вы увидите, что определенные форматы пользуются у целевой аудитории предпочтением, то их можно применить и в других темах или продуктах.
Длительность просмотра
Эта метрика для определения эффективности онлайн-обучения помогает выявить наиболее интересные материалы для слушателей, потому что в большинстве случаев, чем дольше пользователи читают статью, тем для них это интереснее или полезнее. Проанализировав уроки с максимальной продолжительностью чтения, вы сможете выделить те моменты в оформлении и презентации материала, которые больше всего нравятся вашей целевой аудитории.
Обратная связь
Собирать и анализировать обратную связь очень важно для адекватной оценки возможностей онлайн-курсов. Но работать с отзывами не всегда удобно, ведь пользователи будут использовать разные критерии оценивания, не всегда значимые для вас.
Чтобы упростить работу с обратной связью, на образовательных платформах реализован формат тестирования. Вы сможете сформулировать вопросы так, чтобы получить ответы о полезности курса, самых сложных/легких темах, возникших трудностях и т.д. В таком виде обратная связь будет максимально полезна для повышения эффективности онлайн-обучения в дальнейшем.
Если ваш образовательный продукт нуждается в доработке и вы хотите точно и объективно оценить его результативность, обратитесь в агентство 360 MEDIA. Мы предлагаем как продвижение онлайн-школ, так и услуги продвижения и организации под ключ. Мы проанализируем статистику курса и предложим способы повышения его эффективности.
Оставь контакты и мы пришлем кейсы, которые уже сработали