
Важнейшим шагом перед разработкой обучающего курса является анализ потребностей сотрудников в обучении. Отсутствие понимания аудитории ведет к созданию неподходящей программы, что сказывается в дальнейшем на ключевых показателях эффективности бизнеса. О формировании потребности в обучении персонала свидетельствуют снижение производственных и финансовых показателей, изменение стратегии развития предприятия, освоение новых рынков сбыта или изменения технологических процессов.
Оглавление
Как выявить потребность в обучении персонала
Руководители часто игнорируют этап выявления потребностей в обучении, считая, что и без исследований знают, что нужно их сотрудникам.
Своевременное проведение аналитических и исследовательских мероприятий позволит создать действительно эффективную систему обучения. Определить потребности в обучении персонала позволяют несколько наиболее часто используемых методов.
- Тестирование
Самый простой способ — тестирование. Он позволяет в кратчайшие сроки определить потребности в обучении персонала, найти пробелы в знаниях больших групп и получить обратную связь. Работнику можно предложить выбрать из списка интересные ему темы или самостоятельно указать важные для его профессиональной деятельности направления.
- Интервью
В ходе небольшого интервью с сотрудником руководитель задает вопросы, позволяющие оценить текущий уровень знаний и понять степень его заинтересованности в обучении. Чем больше точных данных будет получено, в том числе с помощью пробных заданий, тем проще будет определить потребности в обучении персонала.
- Аттестация
Регулярно проводимая аттестация позволяет достоверно определить уровень профессионализма кадров. Если аттестация проводится реже, чем раз в год, то руководителю стоит добавить такой инструмент как анализ компетенций. Этот способ предполагает оценку соответствия работников разработанным внутри компании моделям компетенций для конкретной должности.
Оставь контакты и мы пришлем кейсы, которые уже сработали
- Экспертная оценка
Наиболее эффективный метод. Подразумевает создание экспертной комиссии из сторонних экспертов или сотрудников компании. Лучший вариант — комиссия из менеджеров организации, возглавляемая приглашенным консультантом. Комиссия проводит оценку знаний и умений работников, их соответствия квалификационной категории. Исходя из экспертного заключения руководитель планирует обучение кадров.
- Наблюдение
Показательный, но долгий способ определения потребности трудника в курсах. В ходе наблюдения за работой выявляются пробелы в знаниях и ошибки, свидетельствующие о формировании потребности в обучении персонала. Дополнить наблюдения можно опросами коллег и непосредственного руководства.
Желательно использовать этот метод ненавязчиво и в комфортном для работника режиме. Тогда руководитель заметит все ошибки, нарушения и получит реалистичные результаты. В присутствии начальства персонал не будет демонстрировать низкую производительность или показывать нерациональное использование рабочего времени. По этой причине не стоит предупреждать о проведении наблюдения, но фиксировать все недочеты, чтобы при обосновании необходимости обучения предъявить их.
При выборе метода оценки руководитель должен опираться на особенности бизнеса и возможности компании. Результаты исследований необходимо в обязательном порядке фиксировать для предметного обоснования заявки на обучение.
Определять потребности в обучении персонала важно, если стоит цель организовать тренинги с учетом актуального уровня работников, а не ради «галочки». Анализ также покажет предпочтительные для сотрудников форматы обучения, что положительно скажется на мотивации и вовлеченности в процесс.
С чего начать
Разобравшись с тем, как выявить потребность в обучении персонала, руководитель должен перейти к действию: разработать систему развития сотрудников, которая закроет пробелы в их образовании и повысит лояльность компании. Вот несколько ключевых вопросов, на которые нужно ответить.
- Какие цели стоят?
Некоторые руководители сначала оценивают знания сотрудников и принимают решение о повышении их квалификации, и только потом ставят определенные цели. Это в корне неверный подход. Собрав информацию о профессионализме кадров, необходимо определиться с организационными задачами. Четко обозначенные цели станут фундаментом для выбора обучающих курсов.
- Какие навыки и знания необходимы для достижения целей?
На данном этапе руководитель должен обозначить, какие требования предъявляются к сотрудникам и что они должны знать и уметь после корпоративного обучения для достижения утвержденных целей.
- На каком уровне находятся сотрудники?
Перед разработкой учебных программ необходимо определить слабые места и пробелы в знаниях обучаемых, используя один или нескольких вышеописанных методов.
Не стоит забывать про обратную связь. Работники должны понимать, что руководитель заинтересован в постановке задач, которые соответствуют их потребностям. Отдельным взглядом на происходящее внутри компании могут поделиться менеджеры, будучи связующим звеном между рядовыми сотрудниками и руководством. Они помогут определить потребности в обучении персонала, указав на проблемы на местах. После этого можно сопоставить озвученную персоналом информацию с поставленными в начале целями.
После того как проведена оценка уровня знаний и их соответствия поставленным целям, руководитель выбирает подходящие обучающие программы. Они с первого шага должны отвечать по объему, формату и контенту актуальным организационным целям предприятия и потребностям сотрудников.
Почему система выявления потребности в обучении сотрудников так важна
Ошибки в определении потребности в обучении приведут к:
- отсутствию мотивации у сотрудников, даже если их будет обучать лучший из тренеров;
- получению знаний, которые не будут применены в профессиональной деятельности;
- потере денег и времени, что в перспективе снизит конкурентоспособность компании и негативно скажется на ее деятельности.
Вклад в профессиональное обучение и повышение квалификации кадров приносит компании плоды только тогда, когда проведена грамотная и поэтапная работа над организацией процесса.
Компания 360 MEDIA — эксперт в сфере e-learning. Наши услуги включают организацию системы корпоративного обучения под ключ — от анализа потребностей персонала до выбора оптимальных способов подготовки кадров и поиска экспертов. Всю техническую часть запуска образовательных программ мы также берем на себя. В итоге вы получите работающую как часы систему обучения сотрудников, которая принесет плоды уже в ближайшем будущем. Напишите нашему консультанту — и он расскажет, чем мы можем быть полезны вашему бизнесу!