
Онлайн-образование кажется проще в организации, чем офлайн: нет необходимости арендовать помещение, согласовывать графики студентов и преподавателей, а однажды разработанный курс можно продавать годами. С другой стороны, есть много тонкостей — начиная с юридических (нужна ли лицензия?) и заканчивая практическими (какую платформу выбрать?). Оптимальным выходом будет доверить все организационные моменты профессионалам, которые позаботятся, чтобы курс был прибыльным, а обучение — комфортным. Однако если вы хотите взять все или часть задач на себя, мы поделимся опытом, как организовать онлайн-школу в 2023 году. В этой статье мы сосредоточимся на финансовых, налоговых и юридических аспектах.
Оглавление
Организация онлайн-школы: на что обратить внимание
После того, как вы определились с выбором ниши, проанализировали ЦА, выбрали подходящий формат обучения и составили образовательную программу, необходимо перейти к решению оргвопросов. Давайте разберемся, как организовать онлайн-обучение в интернете шаг за шагом.
Шаг 1: Форма регистрации бизнеса
Сегодня запустить онлайн-школу в России без регистрации не получится, ведь такая предпринимательская деятельность считается незаконной и наказывается крупным штрафом. Лучше всего подойдет одна из трех форм организации бизнеса: ООО, ИП и самозанятость. Если прохождение школьной программы предполагает получение диплома, то учебное заведение не может работать без статуса ИП или ООО. Для обычных обучающих курсов с одним экспертом подойдут все три формы регистрации.
- Самозанятость. Налоговый режим подходит для физлиц, работающих на себя. При работе с физлицами ставка составляет 4 %, а при работе с юрлицами — 6 %. Самозанятым нельзя нанимать сотрудников и выдавать дипломы. Налоговый режим подходит тем, кто зарабатывает не более 2,4 млн рублей в год.
- Индивидуальный предприниматель (ИП). Оптимальный вариант для организации полноценной онлайн-школы с привлечением преподавателей и оплатой через форму на сайте. ИП — это физлицо, зарегистрированное как предприниматель. Это означает, что открыть бизнес с партнером или продать свою долю в дальнейшем не получится. Если вы только начинаете работать в сфере online-образования, оформление ИП станет прекрасным решением — у вас будут все необходимые условия для работы и минимум сложностей с отчетностью.
- Общество с ограниченной ответственностью (ООО). Основанная одним или несколькими учредителями компания, которая имеет уставный капитал, разделенный на доли. В онлайн-школе должны быть как минимум трудоустроены бухгалтер и директор. Этот вариант ведения бизнеса сложнее всего с организационной точки зрения. Чаще всего он имеет смысл, только если у проекта несколько учредителей, которые хотят защитить свои интересы.Не изобретай велосипед
Оставь контакты и мы пришлем кейсы, которые уже сработали
Шаг 2: Система налогообложения
Перед тем, как организовать собственные онлайн-курсы, следует разобраться с налоговыми вопросами: сколько налогов придется платить и какую систему выбрать. Для дистанционных школ подходят две системы налогообложения:
- Патентная система налогообложения (ПСН). Покупка патента доступна только ИП. Срок его действия варьируется от месяца до года, а стоимость определяется индивидуально — все зависит от деятельности, срока патента и местонахождения бизнеса. Есть некоторые ограничения: не более 15 человек в штате и максимум 60 млн рублей годового дохода.
- Упрощенная система налогообложения (УСН). Самый популярный режим, используемый при организации работы онлайн-школ, ведь он подходит для ИП и ООО. Расчет налогов происходит двумя способами: «Доходы» (6 % от всех доходов бизнеса) и «Доходы минус расходы» (до 15 % от разницы между доходами и расходами). Первый вариант подходит для бизнеса с минимальными расходами, например, если вы сами проводите уроки. Второй уместен в случае, когда расходов действительно много: выплата официальной зарплаты сотрудникам, затраты на оборудование, программное обеспечение, рекламу и т.п.
Шаг 3: Получение лицензии
Лицензия на образовательную деятельность нужна ИП и ООО, которые обучают по программе, набирают в штат преподавателей, выдают сертификат или диплом по завершении онлайн-курса. Для получения лицензии нужно обратиться в Рособрнадзор и региональные госорганы. Отправить заявку на получение образовательной лицензии можно через официальный портал «Госуслуги».
Как организовать онлайн-школу без лицензии? Если вы будете проводить разовые вебинары, то разрешение не понадобится. Например, когда дизайнер создает программу для начинающих специалистов и хочет уделить время изучению только графических редакторов. Лицензирование не обязательно для ИП, которые самостоятельно обучают студентов, без привлечения сторонних экспертов. Они вправе выдавать выпускникам сертификаты. Сюда же относятся самозанятые (репетиторы), но в отличие от ИП, они не могут предоставлять документы об образовании.
Шаг 4: Регистрация товарного знака
Если вы собираетесь организовать онлайн-школу с нуля, рекомендуется как можно раньше зарегистрировать товарный знак. Хотя данная процедура не является обязательной, она поможет вам обрести уверенность, что никто не откроет онлайновый учебный центр с таким же названием.
Как выбрать платформу для создания online-курса
Для организации онлайн-обучения в 2023 году созданы десятки сервисов. Одни приложения для онлайн-уроков позволяют просто выложить уроки и обеспечить к ним закрытый доступ, другие также пригодятся для удержания интереса студентов, маркетинга, повторных продаж. Мы выбрали пять оптимальных платформ, которые подойдут онлайн-продуктам разной тематики.
ZenClass
Русскоязычная платформа для организации онлайн-обучения, позволяющая запустить курсы всего за 10 минут. Здесь можно создать уроки или загрузить готовые, ограничить права доступа, проводить прямые эфиры или вебинары. Владельцу курса доступна подробная статистика. По словам команды ZenClass, благодаря бесплатной онлайн-кассе, вы сможете сэкономить минимум 45 000 рублей.
GetCourse
Один из самых популярных сервисов, которые помогают разобраться, как организовать успешное онлайн-обучение в России. В отличие от ZenClass, GetCourse предлагает большое количество тарифов (около 12-ти), что позволяет выбрать вариант в зависимости от поставленных задач. Для новых пользователей прямо на сайте продукта представлены мастер-классы.
Eduardo
Платформа прекрасно подходит преподавателям, репетиторам и бизнес-тренерам. Огромное преимущество Eduardo перед остальными сервисами — наличие бесплатного тарифа, который позволяет новичкам попробовать создать собственный онлайн-курс, не потратив при этом ни копейки. Функционал платформы рассчитан на возможность совместной работы над курсом.
Teachable
Англоязычный сервис для организации онлайн-обучения обеспечивает запуск проекта на любом языке. Пользователь может подключить любой из трех тарифов, наиболее подходящий для него. Инструменты платформы позволяют «разбивать» учеников на группы и отправлять им уникальные материалы. Здесь также можно вести отчетность по организованным курсам.
Thinkific
Одна из самых востребованных платформ для создания и продажи онлайновых курсов. Используя возможности Thinkific, можно преподносить курсы в любом виде (запланированный контент, исчезающее видео), создавать купоны и скидки на инфопродукт. Здесь вы можете проводить опросы среди выпускников для получения оценки разработанной вами программы.
Как запустить онлайн-школу
После того, как вы уладили все технические вопросы, пришло время уделить внимание непосредственно продукту. Как запустить свою онлайн-школу с нуля в течение 1-2 месяцев? Даем пошаговую инструкцию.
Анализируем аудиторию
Конечно, на этом этапе вы уже определились с темой и примерно продумали содержание хотя бы нескольких курсов. Однако наша задача — «раскачать» продукт как можно эффективнее, чтобы сразу же начать окупать проект. Для запуска онлайн-школы с нуля желательно выбрать один профиль, разделить его на несколько направлений и сосредоточить усилия на одном из них. Опросы аудитории, анализ конкурентов и поисковой выдачи помогут определить, какой продукт на данный момент будет востребованнее всего.
Еще одна цель анализа аудитории — понять, какой формат будет наиболее подходящим. Сегодня их представлено огромное количество — вебинары, онлайн-консультации, видеоуроки, онлайн-курсы с отдельными модулями и т.д. Среди других ключевых вопросов:
- продолжительность обучения;
- время каждого отдельного занятия;
- наличие домашнего задания;
- методы и регулярность проверки знаний и др.
Анализ аудитории на первом этапе запуска школы поможет определиться с концепцией обучения, которая позволит студентам достичь поставленных целей.
Разрабатываем продукт
Мы рекомендуем на старте разработать MVP — минимально жизнеспособный продукт. Нет смысла пытаться все сделать идеально — в процессе работы онлайн-школы вы все равно будете вносить изменения, а следующие курсы разрабатывать с учетом полученного опыта.
Для запуска онлайн-школы сосредоточьтесь на трех аспектах:
- Структура обучения. Нужно в деталях продумать траекторию, по которой студент попадет из точки А (нет знаний) в точку В (полностью оснащен знаниями для достижения своих целей).
- Материалы. В зависимости от выбранного формата это могут быть статьи, видео, презентации и т.д.
- Упражнения. Скорее всего, ваш курс будет предусматривать домашнее задание. Самостоятельно выполняемые задания помогают лучше усвоить материал и, как ни парадоксально, мотивируют студентов продолжить обучение.
Совет: привлечение методолога при запуске онлайн-школы сегодня — необходимость. Высокая конкуренция заставляет бороться за каждого клиента, и именно методолог поможет сделать продукт понятным, доступным и увлекательным, а главное — решающим задачи студента.
Продвижение
Следующим этапом пошагового запуска онлайн-школы будет выстраивание воронки продаж. Она может быть как короткой (предлагаете купить курс подписчикам вашего сообщества), так и длинной, включающей размещение рекламы, привлечение пользователей на лендинг, «обмен» лид-магнита на контакты, рассылку и, наконец, продажу.
Из элементов, которые гарантированно понадобятся для раскрутки онлайн-школы — сообщества в социальных сетях и собственный сайт, желательно — и то, и другое. Среди наиболее эффективных способов продвижения для запуска онлайн-школы — таргетированная и контекстная реклама, SEO, размещение рекламы у лидеров мнений (в роликах на YouTube, в соцсетях и т.д.), рассылки, реферальные программы.
Команда digital-студии 360 MEDIA поможет с организацией онлайн-школы под ключ на любом этапе. Мы можем подключиться с нуля и начать с глубокого маркетингового исследования или раскручивать школу уже после того, как вы разобрались с организационными моментами. В любом случае вы можете рассчитывать на нашу высокую квалификацию, большой опыт в сфере организации дистанционного обучения и готовность выложиться на 100 % для реализации вашего проекта.