
Рынок образовательных технологий (EdTech) в России в 2019 году вырос на 20 %, а в 2020 сделал космический рывок на 35 %. Тренд на повышение популярности онлайн-школ и курсов, по прогнозам исследования TalentTech, сохранится как минимум до 2025 года. Самое время поделиться вашими экспертными знаниями и опытом и запустить проект! Как создать онлайн-курс, организовать обучение и начать зарабатывать, расскажут эксперты digital-агентства 360 MEDIA.
Оглавление
Подготовка к разработке онлайн-курсов
Рынок онлайн-обучения растет как на дрожжах, и это имеет побочные эффекты: во-первых, сложнее добиться, чтобы о твоем продукте узнали, во-вторых, требования к качеству дистанционного обучения растут. Сегодня недостаточно начитать конспекты на камеру: без длительной подготовительной работы и плана создания онлайн-курса шансы на успех минимальные. Именно поэтому в нашей статье мы уделим много внимания исследованиям: они дадут ответ на вопрос, будет ли курс востребованным и как быстро сможет окупиться.
Выбор темы
На этом этапе мы определяемся со сферой обучения и тезисно накидываем идеи для уроков.
Понять, насколько востребованной будет информация, которой вы хотите поделиться, можно несколькими способами:
- Заказать маркетинговое исследование. Данные будут наиболее полными и достоверными, однако услуга недешевая.
- Воспользоваться сервисами статистики. Например, исследования публикуются на сайтах nafi.ru или www.statista.com.
- Обратиться к поисковым запросам. Этот способ самый доступный и быстрый, поэтому мы расскажем о нем немного подробнее.
Представим, что вы пытаетесь понять, какой курс будет востребованнее — по тайм-менеджменту или навыкам деловой переписки. Заходим в сервис Яндекс.Вордстат или Google Trends и смотрим на количество запросов в месяц:
Такой анализ очень грубый: подавляющее большинство запросов вводят люди, которые вовсе не ищут курсы по данной теме. Однако статистика поисковых запросов по крайней мере покажет, есть ли интерес к теме, и поможет включить в программу обучения некоторые актуальные вопросы.
Анализ ключевых запросов также работает, если вам нужно выбрать узкую тему для вовлекающего вебинара. Сравните «структура делового письма» и «как написать письмо-отказ»: первую фразу пользователи ищут чаще, значит, потенциально удастся вызвать больший интерес у аудитории.
Какая-то тема вам близка или кажется перспективной, но вы не являетесь в ней специалистом? Это не повод отказываться от идеи запустить курс. Так, многие продюсеры онлайн-курсов находят эксперта из нужной сферы бизнеса для создания материалов, написания примеров из практики или кейсов.
Чтобы убедиться, что целевой аудитории интересен продукт, проведите опрос. Как сделать онлайн-курс, который будет по-настоящему полезен? Спросить у людей, какой информации им не хватает. Вы можете спросить в тематическом сообществе, с какими трудностями сталкиваются пользователи при написании деловых писем, легко ли им придумывать тему, сталкивались ли они с различиями в деловом этикете между представителями разных наций и т.д. Таким образом вы поймете, интересна ли тема в принципе, и сможете сузить количество идей для уроков.
Оставь контакты и мы пришлем кейсы, которые уже сработали
Исследование рынка
Исследование конкретного рынка должно включать анализ объема, динамики и трендов.
- Объем рынка. Нужно посчитать, как много денег студенты готовы отдавать за обучение прямо сейчас. Например, вы хотите продавать онлайн-курсы для людей, которым нужно составить резюме. Находим продукты конкурентов и понимаем, что в среднем подобное обучение на рынке стоит 5 000 рублей. Поскольку продукт не требует регулярного обновления информации, можно сказать, что заинтересованные люди купят его за год единожды. Теперь мы пытаемся понять, сколько людей в принципе готовы потратить деньги на курсы. Допустим, курс купили 10 000 человек. Теперь мы можем понять объем рынка за год: 5 000 рублей х 10 000 человек = 50 000 000 рублей.
- Динамика. Нам нужно понять, является ли продукт востребованным на рынке. Можно поискать исследования, где говорится, что соискатели стали загружать на биржи по поиску работы на 20 % резюме больше.
- Тренды. Чтобы проанализировать тренды рынка образования, желательно иметь статистику по нише в целом. Например, если средний темп роста курсов по поиску работы составляет 10 % в год, а динамика курсов по составлению резюме — 15 % в год, значит, ваш продукт в тренде и будет востребован на рынке онлайн-образования.
Анализ конкурентов
Как запустить онлайн-курс и быть уверенным, что он уникален и представляет интерес для пользователей? Проанализировать, что предлагают конкуренты. Это также полезно для планирования стратегии привлечения трафика и продвижения продукта. Собрать данные можно при помощи как агентства, так и специальных сервисов:
- SimilarWeb
- Semrush
- Serpstat
- Megaindex и др.
На что нужно обратить внимание? Количество и источники трафика, динамика роста сайта, среднее время, которое пользователи проводят на сайте, географию пользователей. Такая аналитика поможет не только с созданием онлайн-курсов, но и их раскруткой. Вы сможете определиться, какой из каналов привлечения трафика — SEO, контекстная реклама, соцсети и т.п. — актуальнее всего в нише, и примерно представить, какой первоначальный бюджет на рекламу потребуется.
Продуктовая стратегия
На финальном этапе подготовки к запуску онлайн-курса у вас должны быть ответы на следующие вопросы:
- В чем основная польза продукта, чем он отличается от конкурентов, почему аудитория должна предпочесть ваше предложение?
- Кто целевая аудитория? Какие у нее боли? Где искать людей, которые заинтересуются курсом?
- Как вы планируете разрабатывать продукт, каких экспертов нужно привлечь? Сколько времени займет подготовка материалов?
- Какую схему запуска и продвижения онлайн-курса вы выбрали и сколько денег готовы вложить в рекламу?
Типы курсов: как проводить обучение онлайн
Следующий вопрос, который нужно решить, — как организовать онлайн-обучение. Существует несколько популярных типов форматов:
- Видеолекции. Весь курс записывается заранее, доступ к урокам может быть предоставлен пользователям сразу после оплаты. Как правило, такой курс не подразумевает личного общения лектора с учениками. В крайнем случае это ограниченные форматы связи (ответы на сообщения в социальных сетях или на e-mail).
- Вебинары. План такого онлайн-курса включает проведение веб-конференций, на которых присутствуют лектор и учащиеся. Студенты слушают информацию и задают вопросы, эксперт отвечает на них в режиме онлайн. Также обучение может включать прохождение тестов и выполнение домашнего задания.
- Онлайн-марафоны. Это курс с короткими наполненными информацией уроками и небольшими заданиями. Как правило, занятия проходят каждый день, и ученики получают домашнее задание, которое должны сделать до завтра. Как и в случае с вебинарами, взаимодействие автора курса и учеников очень тесное, поскольку специалист должен давать обратную связь относительно выполненных заданий.
- Тренинги. На таких занятиях прорабатывают практические навыки — учатся готовить домашний сыр или пользоваться нетривиальными функциями Excel. С их помощью можно даже освоить новую профессию. Чаще всего тренинги также продаются в записи, поскольку у пользователей нет возможности одновременно выполнять задания и общаться с лектором.
Когда эксперт собирается создать онлайн-курс, он может объединить несколько форматов. Распространенным вариантом является проведение бесплатного «подогревающего» вебинара, на котором эксперт общается с пользователями в режиме реального времени, для последующей продажи записанного курса лекций или тренинга.
План запуска онлайн-курса
При создании проекта онлайн-курса можно воспользоваться одной из трех схем изложения данных:
- От частного к общему. Вы учите сначала отдельным навыкам, а затем «собираете» их в общую картину.
- От простого к сложному. Например, в начале курса обучаем базовым навыкам работы с Excel, а в конце показываем сложные алгоритмы использования программы.
- Шаг за шагом. Этот метод хорош для сфер, где нужно последовательно выполнять каждое действие. Так, чтобы приготовить торт, сначала нужно замесить тесто, затем — приготовить начинку и т.д.
В инструкциях о том, как запустить успешные онлайн-курсы самому, всегда обращают внимание на необходимость соблюдать дедлайны. Это действительно очень важно при составлении плана уроков: часто преподаватели так хотят поделиться ценной информацией, что не могут установить временные границы, и подготовка продукта затягивается. Мы рекомендуем выделить ограниченное время на каждый урок, например 3 дня. Также важно все время проверять, не превышен ли тайминг.
Как сделать онлайн-обучение насыщенным информацией? Для каждого занятия нужно продумать тему, желаемый результат (чему человек научится), краткий план с указанием, сколько времени потребуется на раскрытие каждого пункта. Если есть возможность, отталкивайтесь от решения практических задач и добавляйте как можно больше заданий для самостоятельного выполнения.
Оформление онлайн-курсов: советы по визуальному дизайну
Визуальное оформление — это та часть, где будет уместнее всего привлечь к онлайн-курсу подрядчика, особенно если вы не владеете графическими редакторами. Красивый и аккуратный дизайн формируют шесть составляющих:
- композиция;
- шрифты;
- цвет;
- стиль;
- выравнивание;
- контрасты.
Соблюдать гармонию элементов нужно и на обложке каждого урока, и внутри слайдов. От оформления курса зависит, как хорошо пользователи будут «схватывать» информацию и насколько удобно им будет учиться.
Дадим несколько советов, которые помогут с созданием учебных онлайн-курсов самостоятельно.
- Используйте правило перевернутой пирамиды: размещайте основную мысль в самом верхнем текстовом блоке, затем давайте разъяснение, а в самом низу — заключение или выводы.
- На слайде должно быть не больше трех шрифтов — иначе информацию будет сложно воспринимать. Лучше всего читаются Arial, Verdana и Trebuchet. Выделять текст нужно или курсивом, или жирным — нельзя использовать все сразу. А подчеркивание лучше вообще не использовать — оно прочно ассоциируется со ссылками.
- Не забивайте слайды информацией — на них должно оставаться достаточно «воздуха». Считается, что пустым должно быть 20 % экрана. Текст нужно разбить на небольшие абзацы.
- Текст — это основа слайда, и он должен быть хорошо виден на фоне картинки. Используйте полупрозрачный фон для текстового блока, а также меняйте прозрачность самого изображения. Выровняйте текст по левому краю — так читать намного привычнее.
- Выберите до трех цветов, при этом используйте их в пропорции 60:30:10.
Процесс подготовки дизайна также включает создание логотипа компании, музыкального сопровождения, заставок к видеоурокам, единой концепции оформления фотографий и текстовых материалов.
Технологии для создания онлайн-курсов
Пришло время поговорить о технической стороне вопроса как одном из последних этапов разработки онлайн-курса. Где разместить уроки и как пользователи будут их проходить?
Существуют online-платформы, предназначенные для EdTech (Smartler, GetCourse, Ispring и другие). Все платформы платные, и придется потратить определенное время, чтобы сравнить условия размещения образовательных курсов и предоставляемый функционал. Как правило, платформами пользуются организации, когда нужно обучить сотрудников определенным навыкам. Также есть коробочные сервисы типа School-master. Еще один вариант создания онлайн-курса с нуля — разместить его на собственном сайте. Можно распространять продукт через личный кабинет пользователя, там же собирать домашние задания и получать обратную связь от учеников. К сожалению, вариант с разработкой сайта, особенно с индивидуальными опциями, также влетит в копеечку.
Как запустить онлайн-курсы самому при ограниченном бюджете? Вы можете создать закрытую группу в социальной сети, например «ВКонтакте», и проводить прямые эфиры прямо через соцсеть или через YouTube-канал. Записанные лекции можно распространять через облачные хранилища, такие как Яндекс.Диск и Google Диск.
Продвижение онлайн-курса
Перед запуском онлайн-курса важно продумать упаковку продукта и построение воронки продаж. Если вы размещали материалы на сторонних ресурсах, то обязательно понадобится лендинг — сайт, который расскажет пользователям о преимуществах курса и убедит купить его.
«Подогревать» аудиторию можно через социальные сети. Самостоятельно вести группы, публикуя полезные материалы и призывая аудиторию вступать в дискуссии, — это один из способов, как создать онлайн-обучение с минимальными затратами. Если начать собирать пользователей в сообщества за несколько месяцев до начала курса, на старте вы получите бесплатных лидов.
Еще один способ привлечения трафика — рекламная кампания. Это может быть контекстная реклама в поисковых сетях, таргетированная — в соцсетях, прямая — у лидеров мнений. Каналы подбираются под целевую аудиторию.
Если у вас есть вопросы к пошаговой инструкции по запуску онлайн-курса или вы хотите делегировать часть работ профессионалам, digital-агентство 360 MEDIA станет хорошим вариантом. У нас работают эксперты в разных сферах — от дизайнеров и продюсеров до таргетологов и маркетологов. Они помогут оформить, упаковать и продвинуть онлайн-курс, чтобы он быстро окупился и приносил стабильную прибыль. Закажите у нас онлайн-школу под ключ – мы выполним весь спектр работ и обеспечим вам успешное существование интернет-обучения.