После непродолжительного спада, связанного с геополитическими изменениями, рынок онлайн-образования Росси воспрял и в мае 2023 вырос на 23% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Трудности еще ощущаются, но по прогнозам игроков рынка динамика роста сохранится до конца года.
Оптимистичный настрой российских представителей EdTech связан в первую очередь с уходом зарубежных онлайн-площадок. Instagram и Facebook — основные соцсети, где они себя рекламировали. С ограничением доступа россиян к этим сетям рынок лишился большего числа иностранных конкурентов. Их место стали занимать новые отечественные образовательные программы.
Так что если вы ждали благоприятного момента для запуска собственного проекта — вот он! А эксперты digital-агентства 360 MEDIA готовы поделиться своим опытом. Как создать онлайн-курс с нуля, организовать обучение и начать зарабатывать? Скорее читайте дальше!
Оглавление
Подготовка к разработке онлайн-курсов
Вместе с ростом рынка онлайн-образования растут и требования к его качеству. Чтобы твой продукт заметили и оценили, недостаточно упаковать обучающий материал в видео-лекцию. Современные поклонники Reels, YouTube Shorts и TikTok вместо скучного семинара предпочитают короткий динамичный видеоконтент. Для того, чтобы создать востребованный онлайн-курс с быстрой окупаемостью необходимо проделать тщательную подготовительную работу. Именно на этом этапе вы сможете окончательно определиться с нишей, планом обучения, стратегией продвижения и т.д.
Выбор темы
На этом этапе мы определяемся со сферой обучения и тезисно накидываем идеи для уроков.
Понять, насколько востребованной будет информация, которой вы хотите поделиться, можно несколькими способами:
- Заказать маркетинговое исследование. Данные будут наиболее полными и достоверными, однако услуга недешевая.
- Воспользоваться сервисами статистики. Например, исследования публикуются на сайтах nafi.ru или www.statista.com.
- Обратиться к поисковым запросам. Этот способ самый доступный и быстрый, поэтому мы расскажем о нем немного подробнее.
Представим, что вы пытаетесь понять, какой курс будет востребованнее — по тайм-менеджменту или навыкам деловой переписки. Заходим в сервис Яндекс.Вордстат или Google Trends и смотрим на количество запросов в месяц:
Такой анализ очень грубый: подавляющее большинство запросов вводят люди, которые вовсе не ищут курсы по данной теме. Однако статистика поисковых запросов по крайней мере покажет, есть ли интерес к теме, и поможет включить в программу обучения некоторые актуальные вопросы.
Анализ ключевых запросов также работает, если вам нужно выбрать узкую тему для вовлекающего вебинара. Сравните «структура делового письма» и «как написать письмо-отказ»: первую фразу пользователи ищут чаще, значит, потенциально удастся вызвать больший интерес у аудитории.
Какая-то тема вам близка или кажется перспективной, но вы не являетесь в ней специалистом? Это не повод отказываться от идеи запустить курс. Так, многие продюсеры онлайн-курсов находят эксперта из нужной сферы бизнеса для создания материалов, написания примеров из практики или кейсов.
Чтобы убедиться, что целевой аудитории интересен продукт, проведите опрос. Как создать свои курсы по обучению онлайн, который будут по-настоящему полезны? Спросить у людей, какой информации им не хватает. Вы можете спросить в тематическом сообществе, с какими трудностями сталкиваются пользователи при написании деловых писем, легко ли им придумывать тему, сталкивались ли они с различиями в деловом этикете между представителями разных наций и т.д. Таким образом вы поймете, интересна ли тема в принципе, и сможете сузить количество идей для уроков.
Исследование рынка
Исследование конкретного рынка должно включать анализ объема, динамики и трендов.
- Объем рынка. Нужно посчитать, как много денег студенты готовы отдавать за обучение прямо сейчас. Например, вы хотите продавать онлайн-курсы для людей, которым нужно составить резюме. Находим продукты конкурентов и понимаем, что в среднем подобное обучение на рынке стоит 5 000 рублей. Поскольку продукт не требует регулярного обновления информации, можно сказать, что заинтересованные люди купят его за год единожды. Теперь мы пытаемся понять, сколько людей в принципе готовы потратить деньги на курсы. Допустим, курс купили 10 000 человек. Теперь мы можем понять объем рынка за год: 5 000 рублей х 10 000 человек = 50 000 000 рублей.
- Динамика. Нам нужно понять, является ли продукт востребованным на рынке. Можно поискать исследования, где говорится, что соискатели стали загружать на биржи по поиску работы на 20 % резюме больше.
- Тренды. Чтобы проанализировать тренды рынка образования, желательно иметь статистику по нише в целом. Например, если средний темп роста курсов по поиску работы составляет 10 % в год, а динамика курсов по составлению резюме — 15 % в год, значит, ваш продукт в тренде и будет востребован на рынке онлайн-образования.
Анализ конкурентов
Как создать свой уникальный онлайн-курс, который заинтересует пользователей? Провести анализ конкурентных предложений. Это исследование вам понадобится для планирования стратегии продвижения своего продукта и привлечения трафика. Можно поручить сбор данных агентству или собрать их самостоятельно с помощью сервисов:
- SimilarWeb
- Semrush
- Serpstat
- Megaindex и др.
В первую очередь обратите внимание на источники трафика, динамику роста сайта, среднее время, которое гости проводят на сайте, географию пользователей. Эта аналитика не только поможет разработать конкурентоспособный обучающий курс, но и раскрутить его. Определив актуальный для ниши канал трафика, вы уже будете приблизительно представлять, какой рекламный бюджет вам понадобится на СЕО, контекст или соцсети.
Продуктовая стратегия
На финальном этапе подготовки к запуску онлайн-курса у вас должны быть ответы на следующие вопросы:
- В чем основная польза продукта, чем он отличается от конкурентов, почему аудитория должна предпочесть ваше предложение?
- Кто целевая аудитория? Какие у нее боли? Где искать людей, которые заинтересуются курсом?
- Как вы планируете разрабатывать продукт, каких экспертов нужно привлечь? Сколько времени займет подготовка материалов?
- Какую схему запуска и продвижения онлайн-курса вы выбрали и сколько денег готовы вложить в рекламу?
Типы курсов: как проводить обучение онлайн
Ваша следующая задача — решить, как организовать обучение. Есть популярные типы форматов:
- Видеолекции. Весь курс записывается заранее, доступ к урокам может быть предоставлен пользователям сразу после оплаты. Как правило, такой курс не подразумевает личного общения лектора с учениками. В крайнем случае это ограниченные форматы связи (ответы на сообщения в социальных сетях или на e-mail).
- Вебинары. План такого онлайн-курса включает проведение веб-конференций, на которых присутствуют лектор и учащиеся. Студенты слушают информацию и задают вопросы, эксперт отвечает на них в режиме онлайн. Также обучение может включать прохождение тестов и выполнение домашнего задания.
- Онлайн-марафоны. Это курс с короткими наполненными информацией уроками и небольшими заданиями. Как правило, занятия проходят каждый день, и ученики получают домашнее задание, которое должны сделать до завтра. Как и в случае с вебинарами, взаимодействие автора курса и учеников очень тесное, поскольку специалист должен давать обратную связь относительно выполненных заданий.
- Тренинги. На таких занятиях прорабатывают практические навыки — учатся готовить домашний сыр или пользоваться нетривиальными функциями Excel. С их помощью можно даже освоить новую профессию. Чаще всего тренинги также продаются в записи, поскольку у пользователей нет возможности одновременно выполнять задания и общаться с лектором.
При разработке онлайн-курса эксперт может объединять несколько форматов. Например, проводит бесплатный «подогревающий» вебинар, на котором лично общается с аудиторией, рекламируя свой записанный курс лекций или тренинг.
Один из современных трендов в онлайн-обучении по мнению экспертов — это модульная упаковка лекционного материала в виде коротких 10-минутных роликов. Считается, что такой формат способствует уменьшению когнитивной нагрузки и лучшему запоминанию учебного материала.
Чередование крупных лекционных модулей и маленьких видеороликов позволит удерживать внимание аудитории и не даст ей заскучать.
Еще один благодарный инструмент для активизации внимания пользователей — геймификация. В такой формат лучше всего вписывается инфографика и короткая значимая информация, которую можно донести за несколько минут.
План запуска онлайн-курса
При создании проекта онлайн-курса можно воспользоваться одной из трех схем изложения данных:
- От частного к общему. Вы учите сначала отдельным навыкам, а затем «собираете» их в общую картину.
- От простого к сложному. Например, в начале курса обучаем базовым навыкам работы с Excel, а в конце показываем сложные алгоритмы использования программы.
- Шаг за шагом. Этот метод хорош для сфер, где нужно последовательно выполнять каждое действие. Так, чтобы приготовить торт, сначала нужно замесить тесто, затем — приготовить начинку и т.д.
В инструкциях о том, как запустить успешные онлайн-курсы самому, всегда обращают внимание на необходимость соблюдать дедлайны. Это действительно очень важно при составлении плана уроков: часто преподаватели так хотят поделиться ценной информацией, что не могут установить временные границы, и подготовка продукта затягивается. Мы рекомендуем выделить ограниченное время на каждый урок, например 3 дня. Также важно все время проверять, не превышен ли тайминг.
Как сделать онлайн-обучение насыщенным информацией? Для каждого занятия нужно продумать тему, желаемый результат (чему человек научится), краткий план с указанием, сколько времени потребуется на раскрытие каждого пункта. Если есть возможность, отталкивайтесь от решения практических задач и добавляйте как можно больше заданий для самостоятельного выполнения.
Оформление онлайн-курсов: советы по визуальному дизайну
Визуальное оформление — это та часть, где будет уместнее всего привлечь к онлайн-курсу подрядчика, особенно если вы не владеете графическими редакторами. Красивый и аккуратный дизайн формируют шесть составляющих:
- композиция;
- шрифты;
- цвет;
- стиль;
- выравнивание;
- контрасты.
Соблюдать гармонию элементов нужно и на обложке каждого урока, и внутри слайдов. От оформления курса зависит, как хорошо пользователи будут «схватывать» информацию и насколько удобно им будет учиться.
Дадим несколько советов, которые помогут с созданием учебных онлайн-курсов самостоятельно.
- Используйте правило перевернутой пирамиды: размещайте основную мысль в самом верхнем текстовом блоке, затем давайте разъяснение, а в самом низу — заключение или выводы.
- На слайде должно быть не больше трех шрифтов — иначе информацию будет сложно воспринимать. Лучше всего читаются Arial, Verdana и Trebuchet. Выделять текст нужно или курсивом, или жирным — нельзя использовать все сразу. А подчеркивание лучше вообще не использовать — оно прочно ассоциируется со ссылками.
- Не забивайте слайды информацией — на них должно оставаться достаточно «воздуха». Считается, что пустым должно быть 20 % экрана. Текст нужно разбить на небольшие абзацы.
- Текст — это основа слайда, и он должен быть хорошо виден на фоне картинки. Используйте полупрозрачный фон для текстового блока, а также меняйте прозрачность самого изображения. Выровняйте текст по левому краю — так читать намного привычнее.
- Выберите до трех цветов, при этом используйте их в пропорции 60:30:10.
Процесс подготовки дизайна также включает создание логотипа компании, музыкального сопровождения, заставок к видеоурокам, единой концепции оформления фотографий и текстовых материалов.
Технологии для создания онлайн-курсов
Один из последних этапов разработки онлайн-курса — технический. Где разместить уроки и как пользователи будут их изучать?
Существуют online-платформы, предназначенные для EdTech (Smartler, GetCourse, Ispring и другие). Все платформы платные, и придется потратить определенное время, чтобы сравнить условия размещения образовательных курсов и предоставляемый функционал. Как правило, платформами пользуются организации, когда нужно обучить сотрудников определенным навыкам. Также есть коробочные сервисы типа School-master. Еще один вариант создания онлайн-курса с нуля — разместить его на собственном сайте. Можно распространять продукт через личный кабинет пользователя, там же собирать домашние задания и получать обратную связь от учеников. К сожалению, вариант с разработкой сайта, особенно с индивидуальными опциями, также влетит в копеечку.
Как создать онлайн-курс бесплатно? Ну, или при незначительных вложениях…
Вы можете создать закрытую группу в социальной сети, например «ВКонтакте», и проводить прямые эфиры прямо через соцсеть или через YouTube-канал. Записанные лекции можно распространять через облачные хранилища, такие как Яндекс.Диск и Google Диск.
Продвижение онлайн-курса
Перед запуском онлайн-курса важно продумать упаковку продукта и построение воронки продаж. Если вы размещали материалы на сторонних ресурсах, то обязательно понадобится лендинг — сайт, который расскажет пользователям о преимуществах курса и убедит купить его.
«Подогревать» аудиторию можно через социальные сети. Самостоятельно вести группы, публикуя полезные материалы и призывая аудиторию вступать в дискуссии, — это один из способов, как создать онлайн-обучение с минимальными затратами. Если начать собирать пользователей в сообщества за несколько месяцев до начала курса, на старте вы получите бесплатных лидов.
Еще один способ привлечения трафика — рекламная кампания. Это может быть контекстная реклама в поисковых сетях, таргетированная — в соцсетях, прямая — у лидеров мнений. Каналы подбираются под целевую аудиторию.
Если у вас есть вопросы к пошаговой инструкции по запуску онлайн-курса или вы хотите делегировать часть работ профессионалам, digital-агентство 360 MEDIA станет хорошим вариантом. У нас работают эксперты в разных сферах — от дизайнеров и продюсеров до таргетологов и маркетологов. Они помогут оформить, упаковать и продвинуть онлайн-курс, чтобы он быстро окупился и приносил стабильную прибыль. Закажите у нас онлайн-школу под ключ – мы выполним весь спектр работ и обеспечим вам успешное существование интернет-обучения.
Оставь контакты и мы пришлем кейсы, которые уже сработали