Уровень развития бизнеса в условиях рыночной экономики определяет компетентность кадров. Академические знания больше не являются гарантией успешной деятельности, им на смену пришло «полезное знание» — конкретные навыки и умения, приносящие экономическую выгоду отдельно взятому предприятию. Не отставать от мировых тенденций и технологий позволяет корпоративное обучение — форма образования персонала в организации, нацеленная на конечный результат.
Популярность такого формата подтверждают и опросы соискателей в Москве и других регионах. 73 % респондентов считают необходимым наличие корпоративного обучения в компании. Это означает, что при найме высококвалифицированных сотрудников обучение внутри компании становится конкурентным преимуществом.
Оглавление
Принципы корпоративного обучения
Специфика корпоративного обучения сотрудников заключается в том, что в роли экспертов выступают не только преподаватели, но и слушатели. На компетенции последних строится образовательный процесс, поэтому важна сбалансированность.
В процессе обучения необходимо придерживаться ряда принципов:
- Соответствие практическим потребностям. Функции корпоративного обучения состоят в решении конкретной управленческой задачи.
- Согласованность. Содержание и ожидаемый результат необходимо согласовать с работниками компании. Сотрудники должны видеть для себя практическую выгоду повышать квалификацию во избежание отказа от обучения.
- Субъективная оценка. Это значит, что качество содержания программы должны оценивать те, для кого она разработана.
- Актуальность. Корпоративная система обучения персонала подразумевает получение свежей информации для развития компании в соответствии с последними тенденциями.
- Применение на практике. Программа должна быть адаптирована под специфику бизнеса, раскрывать реальные коммерческие ситуации, разбор которых позволит использовать полученные знания на практике.
Виды внутрикорпоративного обучения
Корпоративные программы обучения в зависимости от участия сотрудников подразделяются на активные и пассивные. Выбор метода зависит от цели.
- Инструктаж — подготовка новичка к рабочей деятельности.
- Стажировка — знакомство с рабочим местом, в ходе которой новый сотрудник выполняет работу под контролем наставника.
- Лекция — пассивное обучение большого количества слушателей, эффективность зависит от профессионализма лектора.
- Ротация — стажировка сотрудника по другой специальности или в другом отделе.
- Тренинг — активный способ обучения с возможностью получения практических навыков.
- Семинар — эффективное обучение в небольшой группе, в ходе которого происходит диалог ведущего с аудиторией.
В большинстве сфер онлайн-обучение стремительно вытесняет офлайн. Такой формат позволяет создавать «долгоиграющий» контент, одновременно обучать неограниченное количество пользователей и предоставить сотрудникам комфортный график обучения. Кроме того, однажды вложившись в разработку проекта для дистанционного корпоративного обучения, фирма впоследствии просто может адаптировать курсы к новым реалиям или создавать новые по шаблонам, экономя ресурсы.
Кто занимается организацией корпоративного обучения
Для корпоративного обучения могут быть использованы как внешние, так и внутренние ресурсы.
Внешняя обучающая компания
Самый распространенный вариант — заключение договора со сторонней организацией. Руководство компании выбирает подрядчика исходя из собственных запросов по тематике, формату и бюджету. Эксперты выясняют «болевые точки» заказчика, составляют персональную программу курса и подбирают тренера с практическим опытом в данной сфере.
Такой способ организации корпоративного обучения — наименее времязатратный. Например, компания 360 MEDIA разрабатывает продукты сферы e-learning под ключ: начиная от анализа деятельности компании и заканчивая подбором экспертов и созданием технической составляющей обучающих продуктов.
Внутренний тренер
Знакомый с коллективом тренер обучает исходя из специфики деятельности компании. Важно, найти объективного сотрудника, который в курсе последних тенденций развития конкретной бизнес-сферы и владеет действенными методиками корпоративного обучения.
Если повышение квалификации персонала важно поставить на поток, то в поддержку тренеру все же придется выделить технических специалистов. Так удастся сделать качественные видеоуроки или организовать вебинары, разработать систему проверки знаний, продумать варианты отслеживания эффективности обучения и пользы для компании.
Онлайн-курсы
Приобрести готовые вебинары от сторонних разработчиков — способ сэкономить средства. Однако такое решение неоптимально, ведь представленные в сети курсы редко отвечают требованиям конкретного бизнеса. Исключение — разработанные и записанные специально для компании на заказ ролики.
Например, если вам нужно повысить знания английского языка у сотрудников, можно обратиться в языковую школу и договориться об уроках. При этом желательно попросить учителей адаптировать лексику по нужды вашей компании, чтобы работники получали только те знания, которые им по-настоящему важны.
Как организовать корпоративное обучение
Организация корпоративного обучения включает в себя 4 этапа.
Шаг 1. Постановка целей
Руководитель должен провести аудит основных бизнес-процессов и выявить компетенции кадров, которые требуют развития. На этом этапе важно сформулировать проблемы, которые должно решить корпоративное обучение или повышение квалификации.
Шаг 2. Уведомление сотрудников
Для построения прозрачной системы необходимо принять положение об обучении, в котором закрепить его цели и задачи, сроки, ответственность за несоблюдение установленных правил. Чтобы не вносить изменения в процессе обучения, необходимо заранее выяснить, готовы ли сотрудники к обучению и какой формат им подходит.
Шаг 3. Выбор образовательных мероприятий.
На этом этапе перед руководителем стоит главный вопрос — компания будет проводить обучение своими силами или поручит эту работу внешней организации.
Шаг 4. Составление учебной программы
Остаются важные детали — утверждение документов с условиями и сроками обучения, оформление методических материалов. Если принято решение заказывать услуги обучающих организаций — заключение договора.
Преимущества корпоративного обучения
Инвестиции в корпоративное бизнес-обучение позволяют компании масштабировать проекты за счет повышения эффективности работы персонала. Это важный инструмент HR-работы, без которого невозможно профессиональное и карьерное развитие.
Среди других плюсов:
- минимизация разрыва в навыках работников;
- повышение лояльности и вовлеченности кадров в работу;
- снижение уровня текучки.
Отсутствие внутрикорпоративного обучения вынуждает заинтересованных в развитии компании сотрудников учиться самостоятельно. Как результат — уход ключевых кадров к конкурентам и стагнация.
Если ваша компания нуждается в эффективной и недорогой системе корпоративного обучения, digital-агентство 360 MEDIA сделает выгодное предложение. Мы возьмемся за проект с любым бюджетом и на любой стадии развития. К нам можно обратиться как для создания обучающей платформы под ключ, так и для помощи эксперту компании в создании курса или вебинара. Узнайте больше и получите выгодное предложение, заполнив заявку на бесплатную консультацию!
Оставь контакты и мы пришлем кейсы, которые уже сработали