
Современные реалии требуют от специалистов быстрого погружения в бизнес-процессы компании, слаженной работы с другими сотрудниками, регулярного повышения hard- и soft skills. Все эти задачи в комплексе помогают решить корпоративные онлайн-университеты. В этой статье мы вместе с экспертами агентства 360 MEDIA разберем, как выстроить систему обучения сотрудников и как оценивать ее эффективность.
Почему корпоративные университеты перешли в онлайн? Этот формат предпочтителен по многим факторам. Во-первых, можно организовать обучение сотрудников из разных городов и стран. Во-вторых, сотрудники могут учиться в собственном темпе в удобное время. Наконец, все материалы сохраняются: вложившись в корпоративный портал обучения один раз, можно будет закрыть задачу обучения как минимум на год-два, а в дальнейшем добавлять новые курсы будет несложно.
Оглавление
Как организовать корпоративный онлайн-университет для обучения
Процесс формирования платформы для дистанционного обучения в компании — задача, которая может растянуться на многие месяцы, особенно если предприятие крупное, а запустить нужно продукты, рассчитанные на специалистов разных сфер деятельности. В общих чертах для запуска корпоративного университета для онлайн-обучения необходимо пройти следующие шаги.
- Определить аудиторию и ее потребности.
У руководителей компании есть уникальная возможность собрать информацию «из первых рук», причем у 100 % аудитории. Общение с руководителями отделов поможет понять, каких знаний или умений не хватает сотрудникам для эффективной работы, а интервьюирование самих работников — в каком направлении они хотят развиваться.
На первых порах корпоративный онлайн-университет можно использовать для решения наиболее животрепещущих проблем. Вот пример: у компании, работающей в b2c-сфере, была проблема с продавцами в точках торговли — они плохо разбирались в продукте, давали малоинформативные консультации и не могли «зацепить» клиентов. Первый курс проекта дистанционного обучения был направлен именно на это подразделение: записали видеоуроки-знакомство с продуктом, в рамках ролевых игр научили работать с возражениями клиентов. Итог — рост объема продаж на 14 % в течение полугода.
- Разработать концепцию.
Нужно определиться с форматом обучения — это могут быть онлайн-вебинары и тренинги, стратегические сессии, видеоуроки, курсы. Важно понять: вы хотите выделить человека, который будет заниматься обучением в режиме онлайн и давать обратную связь сотрудникам, либо записать курс, чтобы у персонала была возможность учиться в удобное время? Некоторые курсы с небольшим количеством информации можно «закрыть» в формате презентаций и тестовых заданий в конце. Конечный выбор во многом зависит от бюджета, который фирма готова выделить на разработку корпоративного онлайн-университета для обучения персонала.
Оставь контакты и мы пришлем кейсы, которые уже сработали
- Собрать команду для разработки материалов.
«Звезда» проекта — эксперт. На его плечи ложится задача составления методологии онлайн-обучения в корпоративном университете, структурирование информации, составление тестов и т.д. Также потребуются программисты, верстальщики, дизайнеры, которые подготовят курс к запуску.
- Выбрать платформу для онлайн-обучения.
Конечно, лучший способ — создать собственную платформу, но, как правило, это нерентабельно. Тем более что уже существует большое количество решений, удовлетворяющих практически любые потребности бизнеса. Среди самых популярных платформ:
- Moodle.
- Ilias.
- iSpring Learn.
- WebTutor.
- Teachbase.
Все они отличаются по числу пользователей, видам контента, возможностям отслеживать прогресс сотрудников и другим факторам. Выбор оптимальной платформы для корпоративного онлайн-университета лучше доверить профессионалам — так вы не столкнетесь с ограничениями в моменте, когда большая часть работы уже проделана.
- Разработать систему оценки знаний.
Подавляющее большинство людей не любят экзамены. Важно найти баланс между комфортом сотрудников (вряд ли обучение будет доставлять удовольствие, если каждый урок заканчивается контрольной) и получением объективной оценки знаний. Эксперты рекомендуют проверять знания на двух этапах:
- непосредственно в процессе и перед завершением обучения — тесты;
- после обучения — контролировать, использует ли сотрудник полученные знания, например, при помощи индикаторов поведения или методом «тайного покупателя».
Также важно собрать обратную связь о курсе, чтобы по возможности его улучшить: чаще всего это делается путем анкетирования или интервьюирования студентов.
Оценка эффективности корпоративного онлайн-обучения
Самый популярный способ оценки эффективности обучения персонала — модель Киркпатрика. Американский ученый предлагал использовать четыре параметра, причем достижение каждой следующей ступени становится сложнее.
Название ступени | Описание | Система оценивания |
1. Реакция | Сотрудникам нравится учиться, они испытывают положительные эмоции и чувствуют заботу компании. | Сбор обратной связи, оценивание информативности, понятности, увлекательности материала. |
2. Научение | Персонал усваивает новые знания, навыки, установки. | Тесты, контрольные работы, экзамены для обучающихся с целью проверить, насколько хорошо они владеют новой информацией. |
3. Поведение | Информация, полученная в рамках учебы, внедряется на рабочем месте. | Анализ поведения сотрудника на рабочем месте. Изучение факторов применения новых знаний на рабочем месте. |
4. Результат | Как обучение отразилось на бизнесе. | Это самая сложная для подсчета метрика: анализируется снижение затрат, повышение производительности труда, улучшение качества продукции, расширение бизнеса и т.д. |
Одной из ключевых проблем корпоративного онлайн-обучения является отсутствие корреляции между 1-2 и 3-4 ступенями: работникам нравится учиться, они хорошо впитывают знания, но это никак не сказывается на работе. Эксперты рекомендуют ввести роль супервайзера (отдельного специалиста или начальника отдела) и рассказать о нем до старта обучения. Таким образом, сотрудники будут знать, что учеба — не просто приятная смена деятельности, а важная задача, и уже на этапе получения информации смогут прикидывать, как использовать ее на практике. Кроме того, можно добавить улучшение бизнес-процессов как один из показателей эффективности работника и придумать систему поощрения за внедренные инновации.
Вы хотите организовать корпоративный онлайн-университет и не знаете, с чего начать? Агентство 360 MEDIA многие годы занимается помощью в организации дистанционного обучения. Мы проведем исследование, чтобы подобрать оптимальный формат обучения, найдем или разработаем подходящую платформу, пригласим экспертов и методистов для подготовки материала, внедрим систему контроля знаний. Вы получите полноценную платформу для онлайн-обучения, которая в течение многих лет будет работать на повышение лояльности сотрудников и улучшение финансовых результатов компании.