Методология онлайн-курсов — зарождающаяся специальность, которая помогает сделать дистанционное образование более продуктивным и эффективным. Сама по себе методология не нова — методист обязательно должен быть в каждом образовательном учреждении, будь то школа, училище или институт. О том, чем занимаются методологи, и в чем специфика их работы в разрезе онлайн-образования, поговорим далее.
О требованиях к онлайн-обучению читайте по ссылке.
Оглавление
Какие задачи ставятся перед методистами онлайн-курсов
Методология создания онлайн-курсов принципиально не отличается от задач, которые решают методисты в традиционных образовательных учреждениях. В обязанности специалистов входит организация процесса обучения и повышение его эффективности. Нужно подчеркнуть, что речь идет именно об образовательном процессе, а не об экономических показателях работы школы. Таким образом, методология онлайн-курсов решает проблемы эффективности образовательных программ, а главная задача методиста — сделать обучение интересным и полезным для слушателя.
Прорабатывая методологию создания онлайн-курса, специалист должен разобраться со следующими вопросами:
- Как выстроить процесс обучения: на сколько модулей и уроков разбить курс, какой продолжительности сделать записи, в каком порядке подавать новую информацию и т.д.
- Какой формат дистанционного образования выбрать, чтобы добиться максимальной эффективности восприятия и запоминания новой информации.
- Какие механизмы интерактивного взаимодействия необходимо реализовать для конкретной образовательной программы.
- Как повысить мотивацию к обучению и довести максимальный процент слушателей до окончания курса.
Методология онлайн-курсов помогает сделать их по-настоящему эффективными, а также повысить лояльность слушателей. Профессионально выстроенная образовательная система станет дополнительным преимуществом вашей онлайн-школы. Как результат — вы получите больше довольных учеников и положительных отзывов о программе.
Всегда ли нужен методолог
До сих пор для многих специалистов, задействованных в дистанционном образовании, до конца не понятно, что делает методолог онлайн-курсов. В этой связи зачастую на них экономят, чтобы сократить расходы. Когда можно и когда нельзя обойтись без квалифицированного методиста?
Как мы уже упоминали, методология создания онлайн-курса помогает выстроить целостную и рабочую систему образования. И задачи методиста вполне успешно может решать лектор — но только в том случае, если у него есть достаточно большой опыт обучения. Так случается, если эксперт приходит в онлайн из офлайн-образования. В этом случае у него будет значительный багаж из собственных наработок, отработанные схемы обучения, полезные материалы и многое другое.
Если же эксперт обладает глубокими знаниями в своей сфере, но никогда до этого не преподавал online или его преподавательский опыт небольшой, то проработка методологии онлайн-курсов обязательна. Человек может иметь уникальные знания и быть готовым ими поделиться, но он просто не будет знать, как именно это сделать.
Чтобы понять, насколько важна методология онлайн-курсов, перенесите ситуацию на обычную школу. Преподаватель может быть гениальным математиком, но будет неспособен объяснить материал. В итоге толку от такого обучения не будет, поскольку процент усвояемости материала окажется крайне низким.
Методология создания онлайн-курса позволяет создать эффективную систему обучения даже в том случае, если эксперт не имеет опыта преподавания. Методист предложит оптимальную схему подачи материала для конкретной темы, устранив слабые места, которые могут быть плохо освоены слушателями.
Привлечение специалиста по методологии при создании онлайн-курса будет полезно, чтобы выяснить:
- какие задачи ставят ученики, выбирая конкретную образовательную программу;
- как повысить мотивацию слушателей и избежать моментов, которые их демотивируют;
- как учитывать гендерные, возрастные, социальные особенности целевой аудитории;
- какой должна быть логика образовательного курса;
- какие практические занятия необходимы для отработки полученных знаний;
- какие дополнительные материалы будут полезны при освоении новой информации;
- как контролировать успех освоения образовательной программы.
Таким образом, однозначно ответить на вопрос, что делает методолог онлайн-курсов, сложно, поскольку в задачи специалиста входит целый спектр вопросов, касающихся выстраивания образовательного процесса и соблюдения его логики.
Пошаговая методология создания онлайн-курса
Может сложиться впечатление, что привлечение специалиста по методологии онлайн-курсов требуется только на этапе разработки образовательной программы. Но это не так. Действительно, большая часть работы проводится до запуска проекта, но и в процессе обучения методисту приходится выполнять значительный объем работы. Рассмотрим, что делает методолог онлайн-курсов на разных этапах запуска проекта.
Старт проекта | В процессе обучения | После завершения обучения |
Проработка логики образовательной программы, разбивка курса на модули и уроки, выстраивание очередности уроков.
Составление плана-шаблона занятия, по которому затем эксперт будет начитывать материал.
Разработка вариантов домашних заданий (формат, план, объем, сроки выполнения).
Выбор методов проверки знаний (тесты, задачи или проектная работа, на каких этапах курса нужно их давать и т.д.).
Внесение корректировок в планы уроков, подготовленные экспертом, чтобы они соответствовали заранее утвержденному плану.
Подготовка дополнительных материалов (таблицы, схемы, диаграммы, фотографии), чек-листов, памяток, кратких конспектов. | Просмотр уроков, предоставление обратной связи эксперту с советами, как и что лучше изменить в подаче материала.
Отслеживание обратной связи от слушателей.
Корректировка программы курса, если ученики сталкиваются с проблемами в процессе обучения.
Отслеживание плана занятий.
Замена эксперта, если возникла такая необходимость. | Сбор и анализ обратной связи от слушателей.
Разработка стратегии повышения качества образовательной программы и улучшения ее эффективности.
Внесение корректировок в методику и план обучения. |
Проектирование курса
Методология создания онлайн-курса подразумевает тщательную подготовку материалов. Поговорим подробнее о том, на какие вопросы важно получить ответы в процессе составления курса и какие материалы подготовить.
- Черновик. Первым делом нужно сформулировать логику развития темы, последовательность изложения информации, примерное количество проверочных работ. Считается оптимальным, чтобы в модуле было не больше 3-4 уроков.
- Длительность занятий. Если курс посвящен гуманитарной дисциплине, то продолжительность урока может составлять до 2 часов. Для естественнонаучных и физико-математических предметов лучше ограничится 1-1,5 часами.
- Платформа. В рамках разработки методологии онлайн-курсов нужно как можно раньше определиться, где вы будете выкладывать уроки. Можно использовать свой сайт, платформу-агрегатор (Learning Management System (LMS), такие как GetCourse, eTutorium LMS, Moodle и др.) или открытую площадку (Instagram, Facebook, YouTube, ВКонтакте и др.).
| Сайт | LMS | Открытые площадки |
Плюсы | Есть возможность настроить весь необходимый функционал под свои нужды
Можно использовать его же для размещения дополнительных материалов и рекламы | Имеют практически весь функционал, который может потребоваться создателям онлайн-курса
Есть техническая поддержка
Удобны для преподавателей | Бесплатные
Пользователи хорошо знакомы с площадками и умеют ими пользоваться |
Минусы | Разработка полноценного ресурса будет стоить очень дорого | Регулярная оплата | Сложности с соблюдением конфиденциальности
Негативно сказываются на доверии к спикерам
Отсутствует техническая поддержка |
- Запись пробного урока. Это может быть сокращенная версия первой лекции или описание всего курса в целом. Главное — понять, хватает ли технических возможностей, подходит ли платформа, удается ли удерживать внимание аудитории.
- Подготовка материалов. Наконец, наступает самый ответственный этап — запись курса или разработка материалов для обучения в режиме живого времени. Чем больше удастся собрать разнообразных форматов, тем лучше: видео, текстовые и графические материалы, тесты, самостоятельные работы и т.д. Для записи экрана мы рекомендуем программы Movavi Screen Recorder, OBS Studio и iSpring Free Cam, провести видеоконференцию можно с помощью Zoom, Skype или Google Hangouts, тексты удобно «расшаривать» при помощи Google Документов, а тесты составлять в Google Формах.
Как найти специалиста в области методологии онлайн-курсов
Найти квалифицированного специалиста по методологии онлайн-курсов не так легко. Важно четко понимать, какие задачи будут стоять перед методистом, чтобы отобрать среди кандидатов того, кто отвечает необходимым требованиям.
Специалист по методологии создания онлайн-курса должен обладать знаниями в самых разных областях. К сожалению, профессия эта относительно новая, поэтому четкие требования не установлены, и каждый профессионал по-своему понимает необходимый объем знаний и навыков для успешной работы.
Ситуацию осложняет еще и то, что владельцы образовательных продуктов зачастую пытаются сэкономить и сократить штат школы до минимума. В итоге на специалиста по методологии онлайн-курсов перекладываются обязанности продюсера, маркетолога, дизайнера, копирайтера, эксперта. Будет замечательно, если методист онлайн-курсов имеет знания и в других областях — тогда он действительно сможет выполнять больший объем работы. Но это лишь пожелание, а не требование.
В идеале для работы над методологией онлайн-курсов специалист должен обладать знаниями и навыками в области:
- Психологии и нейрофизиологии.
Понимание того, как именно сформулировать задачи и доносить материал, ключевое для построения успешного образовательного продукта. Методист должен знать, как работает мозг, когда знания усваиваются лучше всего, какой длительности должны быть уроки, какие сделать между ними перерывы и т.д.
- Педагогики.
Без знания основ педагогики методист не сможет успешно работать. В идеале специалист должен иметь педагогическое профильное образование или хотя бы окончить специализированные курсы.
- Копирайтинга.
Без умения грамотно и четко излагать мысли методисту будет сложно работать над методологией онлайн-курсов. При подготовке образовательного продукта ему нужно будет активно взаимодействовать с продюсером и экспертами, уметь «вытягивать» из них нужную информацию, структурировать ее и представлять в оптимальном для восприятия слушателями виде.
- UX-дизайна.
Конечно, специалист по методологии создания онлайн-курса не должен быть профессиональным дизайнером, но иметь хотя бы базовые знания в этой области было бы полезно. На эффективности обучения дизайн платформы сказывается самым прямым образом. И чтобы довести курс до ума, приходится взаимодействовать с дизайнерами. Если методист сможет сформулировать для дизайнера задачу понятно и доходчиво, это ускорит процесс разработки образовательного продукта.
- Маркетинга.
В теории анализом конкурентов и конкурентных продуктов должен заниматься продюсер, но иногда эту работу поручают специалисту по методологии создания онлайн-курсов. Оценив другие образовательные продукты, можно почерпнуть интересные идеи, нестандартные формы подачи материала и другие «фишки», которые помогут повысить качество вашего дистанционного курса.
Какими чертами характера должен обладать специалист по методологии онлайн-курсов? Действительно, для успешной работы мало иметь соответствующие знания, важно также иметь определенные личностные качества. Например, умение структурировать большие объемы информации. Методист не должен быть экспертом в теме курса, но он должен изучить имеющиеся материалы по данному направлению, определить необходимый объем материала, указать лектору на необходимость подробнее раскрыть некоторые вопросы и т.д.
Кроме того, методисту нужно быть организованным и способным придерживаться графика, не срывая сроки. На этапе подготовки образовательного продукта для размещения в интернете на методолога будет возложен большой объем работы, и важно, чтобы задания были выполнены точно в срок.
Методист должен быть достаточно тактичным и уравновешенным, ведь ему придется взаимодействовать с большим числом других специалистов. В его обязанности входит доработка образовательного контента, который подготовит эксперт. Поэтому важно, чтобы методист мог донести свои идеи и обосновать необходимость корректировки спокойно и обоснованно. В противном случае может возникнуть конфликт с экспертом, что негативно скажется на качестве продукта и сроках его сдачи.
Также важно, чтобы методист был эмпатичным и отзывчивым, умел поставить себя на место другого человека, в нашем случае — ученика курса. Это необходимо, чтобы заранее проработать те моменты, которые могут показаться студентам слишком сложными, затянутыми или, напротив, элементарными.
В общем, если вы ищете методиста для работы над онлайн-курсом, то стоит отдать предпочтение кандидату с профильным психологическим или педагогическим образованием, а также повышением квалификации в смежных областях — копирайтинге, маркетинге, дизайне. Специалист должен обладать грамотной и ясной устной и письменной речью, эмпатичным и организованным. Тогда он наверняка принесет пользу будущему образовательному продукту.
Найти подходящего специалиста может оказаться сложно. Но вы всегда можете обратиться в агентство 360 MEDIA, чтобы получить помощь квалифицированных профессионалов и заказать онлайн-школу под ключ. Мы сотрудничаем с опытными методистами, которые помогут разработать логику вашего образовательного продукта, подготовят учебные планы, проработают форматы подачи информации и выполнят другие задачи. Мы также оказываем услуги по созданию и упаковке дистанционных образовательных программ под ключ, и вы получите собственный онлайн-курс с минимальным участием на этапе его разработки.
Оставь контакты и мы пришлем кейсы, которые уже сработали