
Построение системы обучения персонала в организации — логичный шаг для крупных и стабильно развивающихся компаний, которые стремятся к повышению квалификации кадров и уменьшению затрат на наем сотрудников. Особенно актуально использование различных методов и форм развития сотрудников фирмам, которые работают на высококонкурентных рынках — например в сфере IT.
Оглавление
Виды обучения персонала
Эксперты выделяют три основных направления обучения персонала в компании:
- Первичная подготовка сотрудников. Такой курс рассчитан на специалистов, которые только начинают работать в фирме, либо предназначен для знакомства с новым товаром/услугой. Примером могут служить обучающие материалы ведущих IT-компаний, таких как Apple и Google: перед стартом работы сотрудник проходит курс, предназначенный для знакомства со структурой управления, корпоративной культурой, идеалами бренда и т.д.
- Переподготовка. Цели такого обучения персонала — дать сотрудникам новые знания либо подготовить к работе в фирме специалистов, которые решили сменить сферу деятельности.
- Повышение квалификации. Пожалуй, среди всех видов и форм обучения персонала этот самый важный. Овладев новыми навыками или увеличив компетенцию, сотрудники смогут принести больше пользы компании. К тому же повышение квалификации — это еще и важный механизм мотивации и удержания персонала. Специалист видит заботу компании, чувствует, что развивается, поэтому с меньшей вероятностью будет искать новое место работы.
Оставь контакты и мы пришлем кейсы, которые уже сработали
Методы обучения персонала
Выделяют две группы методов обучения персонала.
Обучение персонала с отрывом от производства | Обучение сотрудников на рабочем месте |
Копирование. Новый сотрудник смотрит, что делает специалист, и старается повторить его действия.
Инструктаж. Человек получает указания относительно рабочих обязанностей и техники безопасности.
Наставничество. Один из самых эффективных методов обучения персонала в компании, когда опытный сотрудник в течение длительного времени «ведет» новичка, последовательно проходя следующие шаги: «я показываю, ты слушаешь» — «мы делаем вместе» — «ты делаешь, я комментирую» — «ты делаешь и объясняешь, что сделал».
Ротация. Такой способ обучения персонала подразумевает перевод в другой отдел, где человек осваивает новые навыки и знакомится со спецификой работы. Ротация пользуется популярностью в больших компаниях, которым важно добиться взаимозаменяемости сотрудников или вырастить сильных лидеров.
Метод усложняющихся задач. Новому человеку последовательно выдают все более и более сложные задания. Такой способ позволяет «мягко» интегрировать сотрудника в отдел и добиться от него разностороннего взгляда на решение проблем. | Лекции. Можно привлекать собственных специалистов компании — например, чтобы провести обучение для сотрудников в разных филиалах — или приглашать со стороны. Лекции лучше всего подходят для первичной подготовки и переподготовки, когда важно слушать, а не участвовать в процессе обучения.
Семинары и тренинги. Это лучший вариант повышения квалификации: сотрудники становятся активными участниками учебного процесса, часто применяются ролевые игры и дискуссии.
Самостоятельное обучение. К данному методу обучения персонала относят как изучение литературы, кейсов и инструкций, так и получение полноценного дистанционного образования. Главные преимущества — доступная стоимость (в самом бюджетном варианте можно просто выложить в открытый доступ инструкции и книги) и свободный график (сотрудник может сам выбрать время, когда ему удобно учиться). Минусы самообучения — отсутствие контроля и мотивации.
Secondment. Так называют отправление в командировку/на работу в подразделение, находящееся в другом городе или другой стране. Метод совмещает обучение и ротацию кадров. Как правило, после возвращения сотрудника ожидает повышение. |
Выбор подходящих методов и целей обучения персонала является сложной задачей, которую не всегда удается решить с первого раза. Зачастую оказывается, что тот или иной формат не приживается. В нашей практике был пример, когда штатный специалист просто не мог замотивировать персонал учиться. Мы построили обучающую платформу с элементами геймификации и возможностью самостоятельно выбирать время и темп обучения — и достигли отличных результатов.
Организация обучения персонала
Первая задача, которую нужно решить руководству компании, — четко сформулировать цели. Без этого не получится проработать методологию обучения персонала и найти метрики для оценки эффективности. Вот ключевые вопросы, на которые нужно ответить:
- какие навыки/знания должны получить сотрудники в ходе обучения (научиться управлять оборудованием, суметь более эффективно выстроить бизнес-процессы в отделе, принять корпоративную этику и т.д.);
- какую пользу обучение принесет компании (увеличение штата сотрудников на 10 %, повышение безопасности производства, мотивация сотрудников, улучшение обратной связи от клиентов);
- какой бюджет вы готовы выделить;
- как будут оцениваться знания.
Исходя из ответов выбираются методы и формы обучения персонала в организации. Они во многом зависят от масштаба предприятия: например, международная компания с большим количеством филиалов предпочтет дистанционный вариант обучения с созданием собственных обучающих продуктов. Небольшой фирме проще собрать сотрудников в одном месте для организации очного тренинга с инструктором.
Важный вопрос: воспользоваться готовыми обучающими курсами или создать свои? Ответ зависит от того, насколько специфичные задачи стоят перед сотрудниками. Например, вы вряд ли найдете обучающие материалы по работе с ризографом Riso CV 3030, зато сможете прокачать soft skills сотрудников, отправив на соответствующие тренинги. Один из лучших вариантов — привлечь уже известных экспертов и тренеров для создания онлайн-продуктов или полноценного корпоративного университета. Профессионалы привнесут свою компетенцию, и вместе с тем программа будет адаптирована под бизнес-процессы вашей компании.
Как оценивать эффективность обучения персонала
Один из самых известных способов оценки результатов обучающих программ — модель Дональда Киркпатрика. Он предлагает ввести четыре метрики:
- реакция — анкетируем участников: понравилось ли им обучение, что хотели бы добавить или убрать;
- обучение — проверяем качество полученных знаний путем тестов, опросников, практических экзаменов;
- поведение — изучаем, изменилось ли поведение участников, используют ли они новые знания;
- результаты для компании — измеряем, как изменились бизнес-показатели, например уровень продаж, производительность и т.д.
Компания 360 MEDIA — эксперт в сфере создания обучающих продуктов. Нам можно доверить задачу любой сложности — от записи видеокурса до построения полноценной обучающей платформы, рассчитанной на тысячи учеников. Наша команда выполняет задачи под ключ: проводит опросы и определяет наиболее актуальные направления обучения, выбирает формат, находит экспертов, разрабатывает ПО, внедряет алгоритмы оценки знаний. Решение мы сможем подобрать под любой бюджет.
Оставьте заявку — и наш эксперт свяжется с вами, чтобы рассказать о возможностях организации обучения персонала на вашем предприятии и сделать выгодное предложение!