Открытие онлайн-школы требует решения множества вопросов, но главный из них — подбор специалистов, которые будут вместе с вами работать над образовательным проектом. Далее в материале вместе с экспертами Digital-Агентства 360 MEDIA мы поговорим о том, как в идеале должна выглядеть организационная структура онлайн-школы, а также рассмотрим упрощенный вариант команды онлайн-школы для успешного запуска.
Оглавление
Что лучше: делать самому или нанимать штат
Начинающие предприниматели спросят: «А нужно ли вообще собирать команду?». С одной стороны, если проект только тестируется и количество учеников небольшое, можно попробовать запустить онлайн-курсы самому. Так, вы сможете сохранить бюджет, пока не увидите результаты.
С другой — будет ли экономия оправдана? Без опыта заниматься подобным делом опасно, ведь из-за отсутствия компетенции вы рискуете похоронить потенциал школы после первой же неудачи.
Как вы уже поняли, все упирается в финансы. Когда человек располагает нужной суммой, ему проще делегировать большую часть задач профессионалам, чем тратить собственное время на то, в чем он не разбирается.
Если у вас нет финансовой возможности нанять целый штат, оцените объем работы по созданию онлайн-школы, затем определите, какие из них вы действительно сможете взять на себя. В любом случае вам понадобится сторонняя помощь, поэтому следует сразу подумать над увеличением бюджета, например, найти партнера или инвестора.
Экономить на сотрудниках — не самая лучшая идея. Вам нужна надежная команда, на которую можно положиться в сложной ситуации. Если нанимать фрилансеров, где гарантии, что они не исчезнут в один прекрасный день? Лучше создать онлайн-курс с упрощенной структурой, где ведущие роли отведены трем специалистам — эксперту, методисту и продюсеру.
Как выглядит структура образовательного проекта
Достичь успеха при запуске инфопродукта возможно только в том случае, если команда работает как единый механизм. Каждый участник отвечает за решение конкретных задач в рамках своей компетенции.
Даже если вы не собираетесь принимать сотрудников в штат прямо сейчас, вы должны понимать роль отдельных специалистов в разработке EdTech-проекта. Итак, разберем организационную структуру онлайн-школы на примере того, из каких отделов она состоит.
Руководство
У любого образовательного проекта есть руководитель, он же основатель, то есть — вы. На схеме структура онлайн-школы начинает разрастаться именно от руководства, и не просто так — этот человек задает общую концепцию курса, постоянно взаимодействует с командой и контролирует этапы разработки.
Руководитель не только решает административные вопросы, но и принимает непосредственное участие в создании проекта, ведь его мнение играет решающую роль.
Разработка продукта
Методист и продюсер работают в команде. Первый выступает в роли архитектора курса — выстраивает образовательный процесс по специальной траектории, благодаря которой слушатель сумеет достичь поставленных целей, и не бросит обучение на полпути.
Методист прорабатывает структуру онлайн-курса, то есть, создает программу в соответствии с современными трендами e-learning. Вместе с экспертом он занимается написанием сценария, а также самих материалов.
Продюсер ответственен за конечный результат — делает продукт востребованным и прибыльным. В обязанности продюсера входит организация работы команды, определение темы и формата курса, выбор способов продвижения, ведение финансового учета и т. д.
Он должен знать, как правильно поставить задачи перед специалистами, чтобы реализовать замысел руководителя, а также адаптировать школу под требования рынка. Продюсер отвечает за экосистему проекта.
Техническое администрирование
Важным винтиком в оргструктуре онлайн-школы является технический администратор, ведь именно он гарантирует корректное функционирование любого проекта в интернете.
Данный специалист регулирует работу образовательной платформы, его главные функции — загрузка материалов в нужном порядке, выдача доступов студентам, настройка приема платежей и т. д. Если платформу создают специально для школы, то штат расширяется. Хотя зачастую в этом нет необходимости.
Маркетинг
Для того чтобы получить высокие продажи инфопродукта, нужно грамотно презентовать его аудитории. Этим занимается маркетолог. Разработка УТП, построение воронки продаж, настройка рекламы (контекст/таргетинг), выбор каналов трафика — это лишь небольшая часть его работы.
В задачи маркетолога также входит упаковка курса (айдентика, лендинг, промо). Маркетинговый отдел онлайн-курса имеет собственную структуру, которая включает: копирайтеров, редакторов, дизайнеров, веб-аналитиков, event-менеджеров и еще много-много специалистов.
Продажи
Для работы с потенциальными клиентами в штат берут отдельного человека — менеджера по продажам. Его прямые обязанности касаются общения с аудиторией. Так, он ведет диалог с «холодной» базой, а «теплую» подводит к покупке.
Специалист дает актуальную информацию о продукте, отвечает на вопросы клиентов, собирает обратную связь, обрабатывает входящие заявки. Какое-то время вы можете заниматься этим сами, например, после запуска продаж, но дальше в структуре онлайн-курса должен появиться сотрудник с соответствующим опытом.
Обучение + сопровождение
Организационная структура разных онлайн-школ может отличаться. Преподавателя нанимают, когда нужно передать определенные знания студентам, или еще лучше — показать их применение на практике, если тематика позволяет.
Востребованность эксперта объясняется наличием у него уникального опыта, которым он готов делиться с аудиторией. Последний помогает с решением конкретной проблемы: предоставляет несколько вариантов, но выбор оставляет за слушателем.
Также структура онлайн-курса предполагает наем координатора — специалиста по разрешению организационно-технических проблем. Его работа заключается в сопровождении учебного процесса.
Координатор налаживает коммуникацию между студентами и преподавателем, обновляет методические материалы на платформе, устанавливает контроль за успеваемостью учащихся, настраивает рассылку сообщений, консультирует участников группы/коллектива и т. д.
Возможно ли совмещение ролей
Не имеет значения, сколько сотрудников в штате, главное — результат. Структура онлайн-школы может трансформироваться в зависимости от «универсальности» специалиста, другими словами, его способности совмещать роли. Иногда один человек берет на себя несколько задач, например, маркетолог может заменять копирайтера, а продюсер выполнять функции методиста.
Чтобы распределить нагрузку плюс-минус равномерно, важно видеть объем работы уже на старте. Пример идеальной структуры, когда руководитель онлайн-курса является экспертом, то есть, участвует в разработке контента, сам проводит занятия и проверяет домашние задания.
Вам не придется думать над структурой EdTech-проекта, если вы доверите создание онлайн-школы под ключ агентству 360 MEDIA. Мы убеждены, что для запуска коммерчески успешного продукта каждый специалист должен заниматься своими прямыми обязанностями. У нас большой штат сотрудников, которые готовы поучаствовать в вашем проекте! Поможем сэкономить на запуске курса без ущерба для его качества — мы предложим индивидуальное решение под ваши финансовые возможности.
Оставь контакты и мы пришлем кейсы, которые уже сработали