Еще в 2016 году авторитетное издание Techcrunch опубликовало статью, в которой назвало сферу EdTech одной из наиболее перспективных и стремительно развивающихся. Тогда этот материал вызвал дискуссии, но сегодня стало очевидно, что развитие онлайн-обучения идет семимильными шагами и останавливаться не собирается. Каковы перспективы онлайн-образования и в каком направлении пойдет его развитие дальше? На эти и другие темы поговорим далее в статье.
Оглавление
Как пандемия сказалась на дистанционном обучении
До 2019 года большинство слушателей онлайн-курсов рассматривали их исключительно в качестве дополнительного источника образования. Студенты отмечали, что выбрали этот формат обучения, потому что так удобнее совмещать образование с очной учебой или работой. Сегодня же дистанционные школы рассматриваются как полноценный способ получения новой профессии. И такое развитие онлайн-обучения стало возможным благодаря тому, что на рынок вышли ВУЗы и появились крупные школы дистанционного образования.
Вслед за крупными игроками в сферу EdTech пошли и инвесторы. К примеру, в прошлом году общие инвестиции в сегмент e-Learning превысили 250 млрд. долларов, а сам рынок онлайн-образования был оценен в 50 млрд. долларов. И это при условии, что порядка 2 % образовательных услуг на данный момент переведены в онлайн-формат. По оценкам специалистов, перспективы онлайн-обучения прекрасные: прогнозируемый рост сегмента — 15-17 % в год.
Главным катализатором взрывного развития сферы EdTech, конечно же, стала пандемия. Когда из-за локдаунов в разных странах стали останавливаться очные занятия, перспективы онлайн-обучения оценили даже те, кто до этого был скептиком и выступал за сохранение традиционных форматов передачи знаний.
Если говорить о развитии онлайн-обучения в России, то у нас темпы роста опережают общемировые, что связано с эффектом нового рынка. Аналитики подсчитали, что объем рынка дистанционного образования в нашей стране удвоился за 2020 год. Специалисты из Smart Ranking подсчитали, что за второй квартал 2021 года общая выручка ста крупнейших компаний, работающих в России в сегменте e-Learning, составила 15,3 млрд. рублей. Перспективы онлайн-обучения в нашей стране более оптимистичные: если общемировой рост прогнозируется на уровне 15-17 % в год, то у нас ожидаемое увеличение рынка оценивается в 25 %.
Какие факторы способствуют развитию онлайн-образования
Перспективы онлайн-обучения связаны в первую очередь с тем, что активно развиваются мобильные технологии. Если раньше для полноценного дистанционного образовательного процесса был нужен стационарный ПК и стабильный доступ в интернет, то сегодня для этого достаточно иметь телефон с подключенным мобильным интернетом. Отсутствие привязки к компьютеру позволило потенциальным студентам найти больше времени для занятий — например, сегодня полноценное обучение возможно по пути на работу, в транспорте, во время обеденных перерывов и т.д.
Чтобы подстроиться под потребности целевой аудитории, в перспективе онлайн-обучение станет более дробным и структурированным. Уже сейчас многие платформы идут по пути отказа от длинных роликов, а сложные темы разбиваются на множество небольших подтем. Таким образом удается сделать продолжительность видео в пределах 10-15 минут и при этом изложить весь необходимый материал.
Какие тренды онлайн-обучения наиболее перспективны
Если говорить о перспективах онлайн-обучения, то можно выделить основные тенденции, которые наблюдаются сейчас и сохранятся в ближайшем будущем:
- Больший упор на пользователей мобильных устройств.
Если обращаться в целом к статистике использования устройств для выхода в сеть, то доля мобильных пользователей растет ежегодно на 10-15 %. Эксперты полагают, что эта тенденция будет сохраняться и дальше. Подобная картина наблюдается и в сфере онлайн-образования. С каждым годом все больший процент пользователей обучаются с использованием мобильных гаджетов — и платформы должны подстраиваться под этот тренд и полностью адаптировать функционал для доступа с телефонов, планшетов и смарт-ТВ.
- Сокращение длительности уроков.
Среди явных перспектив онлайн-обучения можно выделить переход на микроуроки. В этом формате длительность роликов не превышает 10-15 минут. У студентов, которые используют для образования мобильные гаджеты по пути на работу или во время отдыха, часто нет возможности просматривать долгие лекции. Поэтому вариант с дроблением масштабных тем на множество коротких видео является оптимальным.
- Большое разнообразие курсов.
На начальном этапе развития онлайн-обучения подавляющее большинство предложений касалось IT-сферы. Она и сегодня остается весьма привлекательной для студентов — на долю технических специалистов приходится порядка 70 % курсов. Тем не менее в последнее время набирают популярность курсы и по другим направлениям — естественно-научным, гуманитарным, психологическим и т.д. Эксперты полагают, что разнообразие предложений в сфере e-Learning будет и дальше увеличиваться.
- Комбинированные курсы.
Чтобы потенциальные студенты видели перспективы в онлайн-обучении, важно дать им на практике увидеть, как применяются полученные знания. Для этого разрабатываются комбинированные курсы, которые включают не только теоретическую часть, но и практическую. Причем большей популярностью в интернете пользуются образовательные проекты, в которых соотношение теории и практики — 30/70. В качестве практической части могут выступать живые мастер-классы, стажировка в компаниях, работа над реальными проектами, которые можно затем разместить в своем профессиональном портфолио.
Перспективы онлайн-образования делают эту сферу привлекательной не только для крупных инвесторов, но и для стартапов и частных специалистов. Если вы тоже хотите открыть свою online-школу, обратитесь в 360 MEDIA. Мы поможем с запуском и продвижением онлайн-школы и ваших образовательных продуктов.
Оставь контакты и мы пришлем кейсы, которые уже сработали