
По данным международного агентства HolonIQ, занимающегося анализом международного рынка образования, к 2025-му расходы на образование во всем мире превысят 7 трлн долларов в год. Значительная доля придется на корпоративное обучение. Хотите быть в тренде, повысить лояльность сотрудников т производительность труда и сократить расходы на HR-отдел? В этой статье мы разберем, на каких принципах строится разработка корпоративного обучения и какие этапы включает.
Оглавление
Принципы корпоративного обучения
Бюджет, выделяемый на разработку и проведение корпоративного обучения в современных компаниях, может достигать десятков миллионов рублей. Чтобы эти траты не были впустую, необходимо осознанно подходить к выстраиванию системы повышения квалификации. Вот несколько принципов, руководствуясь которыми, удастся с большей долей вероятности выстроить эффективную долгосрочную стратегию развития сотрудников.
- Востребованность. План корпоративного обучения должен включать только ту информацию, которая может быть использована в ежедневной профессиональной деятельности. При этом важно чутко реагировать на изменения рынка/макроэкономической ситуации: например, одной из самых популярных тем для онлайн-обучения в 2021 году стала организация удаленной работы сотрудников.
- Доступность. Темы должны быть доступны для понимания, интересны и легко усваиваемы. Занятия в виде конспектирования лекций не принесут желаемого результата: как показывают исследования, слишком сложные для восприятия знания плохо закрепляются, а значит, курс будет бесполезным. Именно поэтому первым шагом внедрения корпоративного обучения становятся исследования: нужно оценить уровень сотрудников, чтобы подобрать подходящий материал.
- Системность. Повышение квалификации должно проходить с определенной периодичностью, чтобы персонал был вовлечен в процесс. Лучший вариант организации корпоративного обучения — выстраивание цепочки занятий, на которых сотрудники будут закреплять знания и постепенно их совершенствовать. Информацию желательно собирать, систематизировать и размещать на внутреннем портале. Это позволит всем сотрудникам в любое время вернуться к ней и освежить знания.
- Осознанность. При внедрении корпоративного обучения важно извещать персонал заранее. Сотрудники должны понимать, зачем руководство внедряет корпоративное образование, насколько важно получение новых знаний и профессиональный рост. Внутренняя мотивация позволит работникам проявлять инициативу. Хорошим вариантом будет выстроить систему таким образом, чтобы персонал низшего звена видел, что топ-менеджеры также обучаются: сделайте развитие сотрудников частью корпоративной культуры.
- Оценка результатов. Руководству компании важно получать обратную связь после обучения, чтобы понимать, насколько эффективны тренинги и нужно ли изменить что-то в системе повышения квалификации. Капиталовложения должны принести отдачу в виде увеличения производительности, роста позиций на рынке, сокращении расходов на найм сотрудников и т.д.
Оставь контакты и мы пришлем кейсы, которые уже сработали
Этапы корпоративного обучения
- Определение потребностей в обучении.
Какой этап корпоративного обучения является первым? Анализ деятельности фирмы, выявление проблем, оценка качества работы сотрудников. Необходимо определить отделы, которые в первую очередь нуждаются в плане корпоративного обучения.
- Постановка целей.
Руководитель должен четко понимать, какие результаты с точки зрения деятельности предприятия и личных навыков сотрудников должно принести обучение. Постановка целей и задач представляет второй по значимости этап создания корпоративного обучения.
- Определение методов обучения.
В плане корпоративного обучения необходимо обозначить, какие методы и форматы будут использованы. Это может быть обучение без отрыва от рабочего процесса, онлайн-курсы, офлайн-тренинги и т.д. Исходя из формата и содержания курсов выбирается организационная структура: предприятие может открыть собственный корпоративный центр обучения, записать отдельный курс, обратиться для повышения квалификации в аутсорсинговые компании и т.д.
- Подбор преподавателей.
При выборе тренера важно обратить внимание, есть ли у него практический опыт работы по специальности, которую он преподает. Тренер с практическим опытом понимает, какие знания действительно нужны в профессиональной деятельности, и обучает исходя из современных реалий рынка. Среди других требований — личная харизма, умение доходчиво излагать информацию и мотивировать на обучение.
- Подготовка материала.
На этом этапе разработки корпоративного обучения желательно привлечь методолога или методиста. Специалисты помогут изложить программу таким способом, чтобы ее освоение было простым и эффективным, подберут оптимальные варианты чередования теории и практики, предложат, как мотивировать сотрудников.
- Обучение.
Этап реализации учебной программы. Речь идет о получении работником новой информации, отработке ее на практике и получении от тренера обратной связи в виде оценки и разбора ошибок.
- Оценка эффективности.
Как правило, оценивается реакция участников на курс, успешность усвоения знаний, изменение рабочих показателей и общие результаты деятельности организации после прохождения сотрудниками обучения.
Как сделать обучение эффективным
Методологи компании 360 MEDIA приготовили несколько рекомендаций по разработке корпоративного обучения, которые помогут получить лучшие результаты от внедрения программы.
- Используйте разнообразные форматы. Их чередование оживляет процесс обучения. Монотонные лекции как в университете не принесут должного результата. Можно перемежать лекции с играми, видеоуроками, практикой, коллоквиумами, повышая вовлеченность.
- Сократите теорию в пользу практики. Если практическое задание может быть выполнено без теории, то лучше от нее совсем отказаться. Теоретический блок не должен занимать более 10 минут — согласно когнитивным исследованиям, только на такой срок может сосредоточиться на восприятии новой информации взрослый человек.
- Не перегружайте студентов. Сотрудникам необходимо четко разделить информацию на обязательную и необязательную. Обязательная — необходимая для выполнения задания, необязательная — дополнительные материалы, которые можно изучить в свободное время, если есть интерес. Как правило, замотивированные сотрудники осваивают и дополнительную информацию.
Руководителю не стоит забывать об обратной связи и коммуникации. Поддержка, мотивация и напоминания повышают интерес коллектива к обучению и помогают окупить вложенные в обучение средства.
Хотите выстроить систему повышения квалификации в компании под ключ? Вам поможет компания 360 MEDIA. У нас большой штат сотрудников, специализирующихся на разработке e-learning-продуктов: от методологов до программистов и дизайнеров. Мы самостоятельно соберем аналитическую информацию, найдем эксперта, поможем записать курс и проконтролируем его эффективность. Ознакомьтесь с нашими кейсами и убедитесь: запустить систему тренингов для сотрудников с нашей помощью просто и недорого!