Ежегодно рынок онлайн-образования увеличивается на 7-10 % (данные EdMarket.Digital). Количество инфопродуктов увеличивается, а покупатели становятся более избирательными. Чтобы удовлетворить их запросы, недостаточно предоставить экспертную информацию — важно организовать ее «по науке» и создать сильную, работающую обучающую программу. Проводиться разработка онлайн-курсов должна командой профессионалов, ведь для упаковки и раскрутки понадобятся услуги дизайнеров, программистов, верстальщиков, таргетологов, копирайтеров и других специалистов. Но как минимум 3 шага на пути к качественному образовательному продукту вы можете сделать самостоятельно.
Узнайте также о типах онлайн-школ, чтобы выбрать правильную стратегию.
Оглавление
Шаг первый: определение целей и задач
Цели и задачи — главный этап в формировании обучающей программы. Банально, но это так. От правильного ответа на вопрос «Зачем вы создаете online-курс?» напрямую зависит успех всего проекта.
Цели и задачи определяются для обеих сторон. Например:
| Зачем создавать/проходить обучение? |
Обучающийся | 1. Получить новую профессию или знания, которые в дальнейшем можно будет использовать в работе. 2. Повысить текущий уровень мастерства. 3. Получить определенный навык (например, обработка возражений покупателей или дизайн визиток) |
Создатель курса | 1. Повысить продажи товаров или услуг компании, раскрутить личный бренд. 2. Обучить новому навыку, который сразу же можно применять в работе. 3. Предоставить мотивацию/задачи на последующее саморазвитие. |
Это лишь некоторые цели и задачи. У каждого проекта они будут свои. Например, если разработку онлайн-курса ведет блогер, то цели будут следующими:
- Для обучающегося: получить конкретный навык от человека, которому он доверяет;
- Для создателя: обучить навыку и получить максимальную прибыль от продаж.
Если же проект создается руководителем компании, то цели будут выглядеть совсем иначе:
- Обучающийся: научиться закрывать базовые возражения клиентов;
- Создатель: повысить продажи компании на 10 %.
Крупные цели могут содержать множество микрозадач. Если брать второй пример (с руководителем компании), то в качестве микрозадач могут выступать:
- предоставить полное описание продукта обучающемуся;
- научить сотрудника собирать информацию о клиентах;
- рассказать о базовых принципах закрытия возражений;
- научить заключать сделки через возражения.
По сути, задачи — это план будущего образовательного курса. Поэтому чем подробнее они будут расписаны, тем проще будет в подготовке программы в дальнейшем.
Совет: Представьте путь от организации онлайн-курса до его завершения отрезком от А до В. Шкалу между этими буквами необходимо заполнить шагами, т.е. задачами, которые помогут перейти от нынешней точки к конечному результату.
Сложность определения целей и задач заключается в том, что мало кто до конца осознает, зачем ему вообще курс. Почему необходимо обучать кого-то? Почему прибыль нужно получать именно через данную тему? Это и является причиной, по которой информационный рынок переполнен расфокусированными продуктами, которые не приносят никакой пользы ни своим создателям, ни покупателям. Поэтому доверять создание учебного курса-онлайн лучше специалистам с должным опытом, которые умеют создавать глубокие и работающие проекты.
Шаг 2: выбор формата курса
Когда вы определили, зачем и чему будете обучать, можно переходить к выбору формата курса. Он также зависит от потребностей аудитории и общих целей проекта. Сегодня для разработки онлайн-курсов используется 3 основных формата.
Живые вебинары
Живые вебинары — это полноценные онлайн-тренинги, на которых эксперт (преподаватель) находится в постоянном диалоге с обучающимися (студентами). Плюс такой технологии создания онлайн-курсов — это живое общение и мощная мотивация. Минус — не все обучающиеся смогут подстраиваться под время лекций. Вебинары лучше проводить в рамках узкоспециализированных курсов с небольшим числом обучающихся.
Записанные видеоуроки
Уроки в формате видео — наиболее распространенная техника организации онлайн-курсов сегодня. Причин этому несколько:
- удобство для студентов: проходить уроки можно в любое свободное время;
- возможность использования сторителлинга и разнообразного, заранее подготовленного визуала;
- лучшее привлечение внимания;
- доходчивость.
Недостаток только один — «говорящая голова» может быстро надоесть. Поэтому в процессе обучения монолог нужно разбавлять интерактивными материалами (схемы, графики), кейсами.
Текстовые уроки
Запускать обучение можно и без видео/аудио. Тексты тоже подойдут для разработки онлайн-курса. Но только в том случае, если они:
- написаны легко и без канцеляризмов (а не как учебники в школе);
- представляют только важную информацию;
- хорошо структурированы.
Но с чистым текстом нужно быть крайне осторожным. Во-первых, эффективность обучения через него ниже. Во-вторых, далеко не всем приходится по душе долгое и муторное чтение.
Также для обучения могут использоваться аудиоуроки. Это хороший вариант для несложных образовательных программ, в которых нет особой надобности в конспектах и визуализации. Идеально такая форма обучения подходит для мотивационных курсов.
Шаг третий: проектирование курса
Третий важный шаг разработки онлайн-курса — его проектирование. Создателю образовательного проекта предстоит:
- Составить черновик программы. Перед полноценной разработкой онлайн-курса важно определить его общие черты: какие знания будут предоставляться, сколько модулей будет содержать программа, как будет развиваться тема и т.д.
- Определить длительность занятий. Стандартное количество модулей — 3-4. В каждом из них должно быть по 3-6 урока. По стандартной технологии создания онлайн-курсов продолжительность каждого занятия должна быть в пределах от 1 до 2 часов, но точное время вычисляется индивидуально. Определять его следует с учетом особенностей темы, ее сложности, потенциальных возможностей обучающихся.
- Выбор платформы. Запускать курс можно как на платформе-агрегаторе, так и на собственном сайте (заказав его у разработчика или создав самостоятельно через конструктор). Выбор площадки зависит от доступного бюджета, целей проекта.
Завершающий этап проектирования и разработки онлайн-курса — это его пробный запуск. Далее же начинается самое интересное: доработка программы, подстраивание форматов под выбранную площадку, загрузка всех необходимых материалов и т.д.
Разработка онлайн-курсов — это длительный и трудоемкий процесс, для которого недостаточно одного лишь обучающего материала. Экспертов в интернете — миллионы. Но лишь единицы создают достойные продукты и добиваются поставленных целей. И такие авторы никогда не работают в одиночку. Хороший курс должен составляться командой специалистов. Поэтому если вы задумываетесь о создании достойного образовательного проекта, то стоит позаботиться и о надежных партнерах в его реализации.
Компания 360 MEDIA — это дружная команда специалистов, многократно работавших над созданием информационных продуктов. Мы разрабатываем онлайн-курсы под ключ — от определения предпочтений целевой аудитории до создания лендинг-страниц для продвижения курсов и размещения рекламы в социальных сетях. Наши специалисты также готовы взять на себя техническую поддержку online-школы. Оставьте заявку на нашем сайте — и мы просчитаем бюджет вашего образовательного продукта и сделаем выгодное предложение по его разработке.
Оставь контакты и мы пришлем кейсы, которые уже сработали