
Необходимость внедрения программ повышения квалификации персонала сегодня стоит перед всеми крупными компаниями. В условиях быстро развивающихся рынков и высокой конкуренции за квалифицированных сотрудников практически 70 % российских организаций называют обучение персонала основной статей расходов HR-бюджета. В этой статье мы рассмотрим несколько современных методов обучения персонала и разберем достоинства и недостатки каждого из них.
Оглавление
Преимущества и недостатки самых популярных методов обучения персонала
Мы сосредоточимся на удаленных методах обучения, потому что они отличаются более высокой экономической обоснованностью.
Почему именно онлайн? По оценке проекта iSpring, корпоративное онлайн-обучение составляет около 30 % общего рынка EdTech. Начиная с 2020 года даже компании, которые традиционно отдавали предпочтение традиционным офлайн-методам, стали переходить на дистанционные форматы. Онлайн-обучение персонала — это один из наиболее эффективных методов обучения. Вот ключевые достоинства:
- Вовлечение в процесс большого числа сотрудников, независимо от их места нахождения. Благодаря отсутствию территориальной привязки это лучший вариант для компаний с большой географической разбросанностью.
- Обучение возможно в привычной рабочей обстановке без отрыва от основных обязанностей. Сотрудники смогут органично вписать обучение в жизнь и даже подобрать время максимальной продуктивности для прохождения курса.
- Возможность немедленного применения знаний на практике.
- Легкость организации проверки знаний.
- Обучение в моменте (Just in time learning): сотрудники могут получать только актуальные знания и только в те моменты, когда они действительно необходимы — например, столкнувшись с проблемой или получив новое оборудование.
Важным достоинством всех онлайн-методик обучения персонала можно назвать экономическую выгоду. Компании не придется тратить деньги на аренду помещений, организацию трансфера, вызов эксперта и т.д. Кроме того, один и тот же курс можно будет:
- использовать в течение нескольких лет для повышения квалификации новых сотрудников;
- дополнять актуальной информацией с минимальными затратами, добавляя новые уроки взамен потерявших актуальность.
Теперь давайте рассмотрим наиболее эффективные современные формы обучения персонала, которые компании могут использовать для развития персонала.
Оставь контакты и мы пришлем кейсы, которые уже сработали
Лекция
Является одной из традиционных методик обучения персонала, при которой в короткий срок слушатель получает большой объем теоретической информации. В процессе используются наглядные пособия, но коммуникация, как правило, односторонняя.
Плюсы: | Минусы: |
|
|
Методологи агентства 360 MEDIA настоятельно рекомендуют не отказываться от лекций, но совмещать их с другими форматами. Например, в начале каждого урока тренер может дать 10-12-минутную лекцию, а затем отрабатывать материал на коллоквиуме, давать практические задания и т.д.
Семинар
В нашей классификации это еще один традиционный метод обучения персонала. В ходе семинара группа обсуждает ранее изученные темы, сопоставляя теорию с практикой и еще глубже погружаясь в материал. Сотрудники обсуждают рабочие ситуации и ищут решения. Онлайн-семинары, или вебинары, постепенно уходят от модели «говорят все слушатели», переключаясь на «говорит спикер, а потом отвечает на вопросы аудитории».
Плюсы: | Минусы: |
|
|
Тренинг
Современная форма обучения персонала, основанная на практических отработках. На тренинге моделируется ситуация, позволяющая закрепить полученные навыки и обменяться опытом с коллегами.
Плюсы: | Минусы: |
|
|
Деловая игра
Еще одна современная методика обучения персонала, которая предполагает отработку темы в рамках смоделированной рабочей ситуации. Игра подразумевает определенный сценарий и правила, а также дальнейшее обсуждение результатов. Особенно интересно, когда ведется запись игры, на основе которой и происходит разбор поведения участников.
Плюсы: | Минусы: |
|
|
Кейсы
Современная технология обучения персонала, основанная на разборе правильного и неправильного применения навыков. Это может быть как обезличенная история, так и связанная с реальными специалистами компании. Нередко кейс используется в формате сторителлинга, чтобы новичок увидел пример успехи и захотел его повторить.
Плюсы: | Минусы: |
|
|
Мозговой штурм
Отличный метод, позволяющий коллективу сгенерировать множество идей по заданной проблеме. После этого предложенные участниками варианты группируются и выбираются наиболее перспективные.
Плюсы: | Минусы: |
|
|
Это далеко не все методы, которые используются при корпоративном обучении. Мы квалифицировали наиболее эффективные и часто используемые в онлайн-формате.
Как выбрать подходящую программу и метод обучения персонала
Выбор руководителем того или иного метода зависит от целей и задач обучения, а также временных и финансовых ресурсов компании. Не стоит забывать и об обучаемых — кто целевая аудитория, большая ли группа, будут работники обучаться синхронно или нет.
Многие руководители отталкиваются от ранее используемых методов. В большинстве случаев, новые и оригинальные средства обучения персонала вызывают неподдельный интерес даже у скептически настроенных специалистов и оказывают положительное влияние на конечные результаты.
Эффективность обучения зависит не только от грамотно выбранного метода, но и мотивированности персонала. Они должны четко понимать, какую выгоду принесет пройденное обучение в их дальнейшей профессиональной деятельности.
Компания 360 MEDIA с 2013 года помогает развивать бизнес в интернете, в последние годы сосредоточившись на запуске e-learning-проектов. Мы возьмемся организовать программу обучения персонала под ключ, основываясь на многолетнем опыте и глубокой аналитике от наших специалистов. Оставьте заявку на сайте — и мы бесплатно дадим подробную консультацию по внедрению корпоративного обучения в компании и расскажем, какие варианты мы можем предложить под ваш бюджет.