Чтобы запустить стартап или обеспечить продвижение уже существующего бизнеса, одной идеи недостаточно. Развитие любого предприятия требует системного подхода и четкого понимания, как будет работать компания. Именно поэтому так важно грамотно составить бизнес-модель и ответственно подойти к разработке стратегии.
Оглавление
Определение бизнес-модели
Многие начинающие предприниматели путают термины «бизнес-стратегия», «бизнес-план» и «бизнес-модель», нередко полагая, что они обозначают одно и то же. На самом деле, это абсолютно разные компоненты системы.
- Бизнес-модель – схематичное описание основных процессов работы организации.
- Бизнес-стратегия – комплексное планирование, определяющее путь компании к успеху в конкурентной среде.
- Бизнес-план – подробная проработка целей предприятия на несколько лет и четкая программа действий по их достижению.
Таким образом, анализ системы внутренних структурных и операционных процессов предприятия, включая систему управления, менеджмент, коммуникацию с клиентами и регламент работы, а также исследование способов получения прибыли – это бизнес-модель компании. Она описывает механизм получения организацией дохода.
Главные функции бизнес-модели: почему она обязательно нужна бизнесу
Несмотря на то, что модель не содержит точных расчетов и не ставит конкретные цели, она существенно упрощает ведение и продвижение бизнеса, выполняя целый комплекс задач. Этот инструмент позволяет определить пути развития фирмы, методы оптимизации ее работы и необходимые для развития ресурсы.
- Создание целостной схемы деятельности организации. Результатом моделирования становится четкое понимания того, что нужно делать для успешного продвижения на рынке.
- Описание взаимодействия компании с поставщиками и клиентами. Составление бизнес-модели производства позволяет определиться, как будет происходить закупка и доставка материалов, какие необходимы партнерства и каковы главные предпочтения ЦА.
- Привлечение инвестиций. Инвестор, не понимающий концепции компании, никогда не вложит в нее свои средства.
Распространённые виды бизнес-моделей
Современный рынок динамичен: он меняется, а вместе с ним претерпевают изменения и бизнес-модели. Частой практикой становится смешивание элементов разных моделей, что неоднократно доказало свою эффективность в предпринимательстве. Рассмотрим самые популярные типы бизнес-моделей и их ключевые особенности.
- Прямые продажи
В основе – общение продавца и покупателя без посредников. Благодаря такому методу достаточно легко корректировать тактику продаж. Модель подходит как для небольших стартапов, так и для компаний-гигантов.
- Посредничество
Организация выступает посредником между производителем и конечным потребителем, получая процент от продаж. Примером такой бизнес-модели является большинство туроператоров, агентств недвижимости, а также платформ онлайн-обучения.
- Freemium
Такая бизнес-модель предприятия предполагает предоставление потребителю базовой версии продукта бесплатно, что позволяет наработать большую клиентскую базу. Бесплатной версией может выступать месячная подписка или возможность слушать музыку в фоновом режиме ограниченное время.
- Партнерская программа
Не оказывая услуг, компания получает доход, демонстрируя посетителям сайта предложения других организаций. Модель применяют многие платформы-агрегаторы.
- Подписка
Компания предоставляет клиентам платный доступ к продукту на определенный период. Подобную модель практикуют стриминговые сервисы.
- Краудсорсинг
Коллективное сотрудничество, при котором предприниматель может переложить часть задач на плечи энтузиастов. Такая бизнес-модель проекта более выгодна, чем привлечение экспертов. Примером краудсорсинга можно назвать Википедию или приложение для отслеживания ситуаций на дороге Waze.
- «Бритва и лезвие»
Эту модель активно используют при продаже основного товара и расходных материалов к нему. Ее суть в том, что условное предприятие недорого продает бритву, понимая, что, скорее всего, получит постоянного покупателя лезвий в дальнейшем.
- Стандартизация
В основе деятельности компании – продажа шаблонных решений. Отсутствие необходимости создавать нечто уникальное для каждого клиента и работа по давно налаженному алгоритму позволяют существенно снизить трудозатраты. Эту модель используют компании с разработанными тарифными планами.
- Франшиза
Описание бизнес-модели понятно в разных уголках мира, так как о франчайзинге знают практически все. Его суть заключается в использовании бренда и уже существующей системы бизнес-процессов другой компании. Наиболее распространена эта модель в сфере общественного питания — например, во многих странах именно по модели франшизы работает «Макдональдс».
- Лоукостер
Модель, которой пользуются многие авиакомпании, а также банки и другие предприятия. Она включает снижение цены на товар или услугу при отказе от ряда опций — например, офлайн-филиалов.
Структура бизнес-модели
Большинство бизнес-моделей состоит из нескольких взаимосвязанных элементов:
- продукт и ресурсы, используемые при его производстве;
- инструменты продажи и рекламы;
- стратегия ценовой конкуренции.
Как выстроить успешную бизнес-модель?
- Проанализируйте существующие сферы деятельности.
- Выберите подходящее вам направление. Продумайте идеи для будущего предприятия и бизнес-модели.
- Проведите анализ рынка и оцените деятельность конкурентов.
- Определите, в чем уникальность вашего продукта и как вы будете реализовывать товар/услугу.
- Переходите к непосредственному бизнес-моделированию. Составьте структуру бизнес-модели, воспользовавшись шаблоном.
Один из самых популярных шаблонов А. Остервальдера и И. Пинье включает в себя девять блоков: ресурсы, ключевые партнеры, сегменты ЦА, достоинства продукта, особенности получения дохода, внутренние процессы, каналы сбыта товаров, взаимодействие с клиентами и издержки.
Ведение бизнеса требует глубокого изучения бизнес-моделирования и разработки стратегии. Если вы хотите запустить действительно успешный стартап или вдохнуть новую жизнь в уже существующее предприятие, которое не приносит желаемой прибыли, обратитесь к специалистам нашего агентства. Команда 360 MEDIA проведет аудит и поможет определить стратегию развития, взяв на себя задачи по онлайн-продвижению вашего бизнеса.