Грамотное управление персоналом — один из ключевых аспектов, влияющих на эффективность работы компании. Чтобы оценить продуктивность коллектива, используют специально разработанную методику — KPI. Что такое система KPI для сотрудников, как рассчитываются показатели и насколько они полезны, расскажет эта статья.
Оглавление
Система KPI для сотрудников
KPI (по-русски звучит, как «КиПиАй») — концепция, позволяющая проконтролировать работу сотрудников компании. Название — аббревиатура английского термина Key Performance Indicators. В переводе он означает ключевые показатели деятельности/эффективности. Они определяют, насколько успешной была компания, отдел или конкретный работник в течение определенного времени.
Ответ на вопрос «Что такое KPI для сотрудников?» простыми словами можно сформулировать так: это соотношение запланированной работы к выполненной. KPI показывают, насколько сотрудники достигают поставленных целей и задач, и в какой степени их работа способствует общему успеху организации.
Для чего нужен KPI
Расчет KPI позволяет:
- ставить измеримые цели и контролировать их выполнение;
- объективно оценивать не только количество, но качество труда;
- мотивировать персонал;
- четко распределять степень ответственности каждого работника;
- создавать оптимальные корпоративные правила, гайды, регламенты;
- повышать квалификацию специалистов.
Разработанная для всего отдела или отдельно для персонала система KPI способна серьезно повысить эффективность работы. Однако такие способы контроля может применить не каждый бизнес. Например, для оценки творческих профессий или специальностей, связанных с эмоциональной и образовательной деятельностью, внедрять этот маркетинговый инструмент будет намного сложнее. KPI всегда отображается в цифрах, поэтому его показатели лучше всего иллюстрируют бизнес, где главной целью является продажа и получение прибыли.
Показатели KPI
Универсальных показателей (индикаторов) KPI нет: во многом они зависят от вида бизнеса и целей, поставленных руководством компании. Необходимо, чтобы индикаторы были согласованными и отражали работу организации в целом.
Основными аспектами для оценки работы сотрудников по системе KPI являются:
- Измеримость. KPI должны быть четко определенными и измеримыми. Это могут быть количественные показатели (например, количество проданных единиц товара) или качественные (например, уровень удовлетворенности клиентов).
- Соответствие целям. KPI должны соответствовать стратегическим целям компании или отдела. Например, если цель компании — увеличить долю рынка, соответствующим KPI может быть рост продаж или количество новых клиентов.
- Конкретность. KPI должны быть конкретными и четко определенными для каждого сотрудника или команды. Например, для сотрудника отдела продаж KPI может быть установлен как количество заключенных сделок в месяц.
- Реалистичность. KPI должны быть достижимыми и реалистичными, чтобы мотивировать сотрудников к улучшению своей работы, а не вызывать у них фрустрацию.
- Своевременность. Показатели KPI для сотрудников должны быть рассчитаны на определенный период времени, например, на месяц, квартал или год. Это позволяет оценивать динамику и прогресс.
Типы KPI
Как мы уже писали выше, каждая компания самостоятельно определяет, какие показатели являются критичными для деятельности и могут быть включены в KPI сотрудников. Существует несколько классификаций KPI, которые мы рассмотрим ниже.
По типу показателей:
- Показатели производительности, например, «запустить 2 рекламные кампании».
- Показатели результата, измеряющие конкретную пользу и показывающие эффективность работы, например, «увеличить количество кросселинговых продаж на 10%».
По скорости получения результатов выделяют:
- Опережающие показатели — сразу отражают результаты маркетинговой операции: например, количество пользователей, установивших пробную бесплатную версию приложения.
- Запаздывающие показатели — определяют эффективность через некоторое время: например, количество пользователей, купивших приложение, после использования пробной версии.
По функциям:
- Финансовые KPI — финансовые результаты и показатели компании (например, чистая прибыль, рентабельность, денежный поток).
- Производственные KPI — эффективность производственных процессов и операций (производительность труда, количество дефектов, время простоев оборудования).
- Маркетинговые KPI — успешность маркетинговых усилий и кампаний (стоимость привлечения клиента (CAC), конверсия лидов, возврат на инвестиции в маркетинг (ROMI)).
- HR KPI (кадровые) — эффективность работы сотрудников и управления персоналом (текучесть кадров, вовлеченность сотрудников, время на закрытие вакансий).
- Клиентские KPI — качество взаимодействия с клиентами и их удовлетворенность (Net Promoter Score (NPS), уровень удовлетворенности клиентов (CSAT), количество повторных покупок).
Разработка KPI для сотрудников
Для успешного бизнеса необходимо, чтобы деятельность каждого специалиста соответствовала приоритетам компании и направлялась на решение общих задач. Поэтому персональные KPI должны быть связаны с общей деятельностью организации и стимулировать работу специалистов.
Для этого:
- путем сбора информации определяют все факторы успешного достижения целей компании и все слабые стороны, мешающие продвижению;
- исходя из поставленных задач, рассчитывают ключевые показатели для каждого отдела;
- на примере выбранных индикаторов руководители подразделений разрабатывают KPI для отдельных сотрудников;
- выбирают инструменты контроля, которые отслеживают изменения по разным метрикам;
- персоналу презентуют систему KPI, объясняют ее полезность и необходимость, обучают использовать индикаторы в деле;
- назначают ответственных за ведение и анализ ключевых показателей.
Расчет KPI
Так как индикаторы KPI сотрудников отображаются в цифрах, рассчитывают показатели с помощью формул, в которых учитывают различные параметры.
Формула расчета индекса KPI для сотрудника:
Индекс = Факт / Цель, где:
Факт – достигнутый результат.
Цель – запланированный результат.
Формула расчета общего KPI подразделения:
KPI общий = (Индекс KPI 1х Вес KPI 1 + Индекс KPI 2 х Вес KPI 2 + Индекс KPI 3 х Вес KPI 3 + …)х100, где:
Вес – важность показателя для бизнеса (от 0 до 1, суммарный вес всех KPI не превышает 1).
Дополнительные параметры:
База – минимальный положительный результат.
Норма – средний результат по данному KPI.
Если коэффициент результативности оказался меньше 100%, то персонал не справился с поставленными задачами. Если больше — план перевыполнен, и сотрудников может ожидать дополнительное вознаграждение.
Ошибки при расчете KPI
- Индикаторы KPI выбраны неправильно.
- Задачи, поставленные перед сотрудником, не связаны с целями организации.
- При подсчете результатов не учитывается качество работы.
- Персоналу не объяснили суть системы KPI.
- Не корректируются слабо работающие ключевые индикаторы.
Как создают KPI сотрудников? Есть несколько вариантов. Первый — воспользоваться ресурсами внутри компании, объединив усилия HR-отдела и менеджмента. Второй — использовать специальные программы, которые впоследствии будут и автоматически рассчитывать показатели. Наконец, третий вариант — обратиться к профессионалам, которые глубоко проанализируют задачи бизнеса и предложат KPI, которые действительно смогут повысить эффективность работы компании.
Сотрудники digital-агентства 360 MEDIA специализируются на повышении бизнес-показателей и работали с предприятиями разных сфер. Обратитесь к нам за бесплатной консультацией и узнайте, как мы сможем повысить параметры продуктивности и добьемся ежемесячного роста прибыли.