Вы никогда не задумывались, почему товары одного производителя идут нарасхват, а у другого, ничуть не хуже по качеству, продолжают лежать на полках? Все дело в маркетинговой политике, вернее, в ее правильной организации. Ключевую роль в этом играет директор по маркетингу. О том, какими компетенциями и навыками должен обладать этот специалист, что входит в круг его обязанностей, какие личные качества помогают ему в работе, рассказывают эксперты digital-агентства 360 MEDIA.
Оглавление
Что это за должность
Маркетинговый директор — топовый сотрудник компании, управляющий маркетинговыми процессами. В бизнесе его часто называют СМО (от анг.Chief Marketing Officer — «главный руководитель по маркетингу»).
Для работы и достижения целей он задействует маркетинговые инструменты, человеческие и материальные ресурсы. В подчинении СМО может быть одно или несколько подразделений компании, в которых аккумулируются специалисты, отвечающие за продвижение товара или услуги в разных направлениях.
Его основная задача — координация действий всех сотрудников. Он, как дирижер оркестра, обеспечивает стройность и техничность исполнения всего ансамбля.
Задачи директора по маркетингу
Список должностных компетенций СМО зависит от объема и специфики коммерческой деятельности компании. Базовыми задачами этого специалиста считаются:
- создание сплоченной инициативной команды, координация работы маркетингового отдела и сотрудничества с другими подразделениями компаниями, мотивация специалистов, нивелирование конфликтных ситуаций в коллективе;
- анализ продуктивности маркетинговых процессов, продумывание стратегий продвижения, создание маркетингового бизнес-плана, поиск и интеграция эффективных инструментов, контроль достижения поставленных целей;
- организация мониторинга целевой аудитории, аудит потребительского спроса и деятельности конкурентов, оценка экономических тенденций рынка, подготовка и контроль программ повышения лояльности потребителей;
- разработка обоснованного финансирования для реализации бизнес-планов, формирование предложений по улучшению ассортимента и стоимости продукта, работа по оптимизации каналов сбыта;
- налаживание связей, организация встреч с клиентами и партнерами, ведение переговоров.
В больших компаниях существуют несколько маркетинговых отделов. В этом случае перед директором ставятся углубленные задачи по конкретным направлениям:
- директор по маркетингу и развитию не только контролирует успешное продвижение продаж, но и принимает активное участие в масштабировании предприятия;
- директор по маркетингу и рекламе разрабатывает концепции бренда и ребрендинга, организует продвижение медийной, контекстной, наружной рекламы, курирует работу SEO- и SMM-специалистов, СМИ, дизайнеров, копирайтеров, таргетологов;
- директор по продажам и маркетингу отвечает за организацию продаж, участвует в разработке ценовой политики и утверждении бюджета, контролирует деятельность продавцов и дистрибьюторов, разрабатывает стратегию по раскрутке продукции;
- директор по интернет-маркетингу занимается выбором оптимальных цифровых инструментов для решения бизнес-задач компании.
Но часто все функции и задачи директора по маркетингу аккумулируются в деятельности одного человека. В одиночку их выполнить, конечно, невозможно. Поэтому определяющим фактором работы СМО становится:
- оптимальное распределение полномочий между сотрудниками;
- контроль за текущими деловыми процессами;
- своевременная перестройка стратегии при выявлении непродуктивности принятых инструментов.
Для этого надо обладать определенными знаниями и особенностями характера.
Компетенции и личностная характеристика
Директор маркетингового отдела — специалист, от профессионализма которого напрямую зависит успех компании. Поэтому он должен:
- иметь опыт организации и управления людьми;
- хорошо разбираться в маркетинге, экономике, управлении бизнесом, психологии, юриспруденции, рекламе;
- обладать навыками проведения исследования, анализа, аудита рынка;
- отлично знать продукты компании;
- быть в курсе предложений конкурентов;
- проявлять экспертность в определении целевой потребительской группы;
- уметь планировать маркетинг и управлять бюджетом компании;
- технично работать с офисными программами, CRM-системами;
- владеть иностранными языками;
- иметь профильное высшее образование.
Но профессиональных компетенций для СМО будет недостаточно, если она не имеет такие soft-скилы, как:
- аналитическое и стратегическое мышление,
- развитые коммуникативные навыки,
- лидерские качества,
- стрессоустойчивость,
- ответственность,
- целеустремленность,
- трудолюбие,
- принципиальность,
- твердость мнения,
- инновационный и созидательный подход к делу.
Как стать директором по маркетингу
Выпускника вуза или маркетинговых курсов владелец бизнеса не возьмет на должность СМО, поскольку это топовая позиция в компании, да и слишком высок уровень ответственности.
Все классные специалисты, прежде чем стать директором по маркетингу, начинали с нуля и занимались рутинной работой, постепенно поднимаясь по профессиональной лестнице. Каждая ступень — это наработка опыта, насмотренности, экспертности, связей.
Начинающему специалисту надо стремиться реализовывать сложные проекты, анализировать полученный результат, учитывать ошибки. И продолжать учиться: структурировать знания, делиться опытом, перенимать практику коллег, осваивать новые подходы. Ведь маркетинговые стратегии не стоят на месте!
Плюсы и минусы работы СМО
Основными преимуществами позиции СМО считаются:
- высокая заработная плата,
- востребованность,
- статусность,
- возможность самореализации.
Недостатки:
- ненормированный рабочий день,
- частые разъезды,
- повышенный уровень ответственности,
- стрессовые ситуации.
Современный директор службы маркетинга — не консервативный конформист-начальник. Это стратегический лидер компании с гибким умом и взвешенными решениями. СМО — позитивный человек, который поддерживает максимально прозрачное общение с командой, умеет найти точки соприкосновения с каждым сотрудником и добиться эффективного результата всего отдела.
Но если у вас нет такого ценного специалиста, команда 360 MEDIA разработает маркетинговую стратегию вашей компании, скоординирует деятельность специалистов, поставит бизнес на правильные рельсы. То есть, мы возьмем на себя обязанности СМО на аутсорсе. Оставьте заявку на сайте. Наше партнерство наверняка будет продуктивным!