SWOT-анализ — комплекс маркетинговых исследований, лежащих в основе стратегического планирования. Универсальный инструмент анализирует сильные и слабые стороны компании, показывает ее скрытые возможности, а также выявляет существующие угрозы на рынке. Для чего предприятию нужен SWOT-анализ? Смысл в том, чтобы наиболее точно оценить перспективы развития бизнеса, и определить, в каком направлении двигаться для достижения успеха.
Поскольку рыночная ситуация быстро меняется, проводить СВОТ-анализ необходимо минимум раз в год. Это позволит объективно оценивать происходящее, и своевременно находить решения, чтобы адаптироваться к новым обстоятельствам. В статье эксперты компании 360 Media расскажут и покажут на реальном примере, как выполнить анализ по методу SWOT и что нужно для этого знать.
Оглавление
Структура СВОТ-анализа
Проведение SWOT-анализа — это возможность кратко и понятно описать принципы развития бизнеса, отталкиваясь от текущего положения дел. Результаты применяются для корректировки действующей маркетинговой стратегии или разработки пути достижения новых бизнес-целей. СВОТ-анализ не только помогает адаптироваться к рыночным тенденциям. Инструмент также незаменим, когда необходимо оценить риски перед крупными трансформациями, такими как запуск нового продукта, изменение позиционирования бренда, масштабирование компании.
Метод основывается на четырех факторах, оказывающих влияние на развитие фирмы. Их первые буквы заложены в англоязычной аббревиатуре SWOT, которая расшифровывается как:
- S — Strengths (сильные стороны). Уникальные преимущества, позволяющие компании чувствовать себя уверенно среди конкурентов. Благодаря им удается поднять продажи, расширить влияние бренда на рынке, оптимизировать расходы бизнеса и так далее. Это может быть высокое качество продукции, сильный маркетинг или лояльная аудитория.
- W — Weaknesses (слабые стороны). Всевозможные недоработки, тормозящие бизнес: они препятствуют росту прибыли, а иногда заставляют работать «в минус». Если игнорировать недостатки, со временем они могут привести к краху компании. У каждого предприятия свои «узкие места», например, несоблюдение дедлайнов или неразвитая логистика.
- O — Opportunities (возможности). Появляются в результате каких-то внешних событий, как правило, это уход крупных конкурентов или глобальные изменения на рынке. Также сюда можно отнести совершенствование технологий. Организация не создает эти условия, а просто использует их как возможность улучшения своих позиций в конкурентной среде.
- T — Threats (угрозы). Под угрозами понимают любые обстоятельства, не зависящие от действий предприятия, но способные пошатнуть и даже разрушить бизнес. Источниками угроз могут выступать конкуренты, целевая аудитория или государство. Сложнее всего выстоять в условиях экономического кризиса, но сильным компаниям это удается.
Стратегический СВОТ-анализ — это исследование внутренней или внешней среды? Методика хороша тем, что дает комплексную оценку через сопоставление внутренних и внешних факторов, соответственно, анализировать нужно все элементы. Первые отражают сильные и слабые стороны компании, поэтому поддаются влиянию изнутри, вторые включают возможности и угрозы (извне), которые можно лишь учитывать. По результатам маркетолог видит, что требует внимания уже сегодня, а что может подождать до завтра, но у каждого предприятия есть с чем работать.
Как выглядит матрица SWOT-анализа
Классический SWOT-анализ представлен в виде матрицы 2х2, которая создает разделение на внутренние и внешние факторы (по горизонтали), положительные и отрицательные стороны (по вертикали). На предприятиях чаще всего анализируют данные с помощью таблицы Excel, то есть, рядовые маркетологи редко используют специализированные веб-программы. Более того, если в компании отсутствует полноценный маркетинговый отдел, СВОТ-анализ вообще не проводится.
Эксперты компании 360 Media внедрят инструменты стратегического анализа в маркетинг вашей компании, чтобы команде было удобно прорабатывать проблемные места в стратегии. Мы познакомим сотрудников с методикой проведения СВОТ-анализа, а также научим пользоваться соответствующими утилитами. Но сначала сформируем эффективный маркетинговый отдел, в котором каждый специалист имеет свою зону ответственности.
Выполнение SWOT-анализа для бизнеса по этапам
Качество СВОТ-анализа определяется честностью ответов на вопросы и объективностью видения ситуации в целом. В идеале заниматься оценкой сильных и слабых сторон предприятия должен независимый эксперт, но это редкое явление. В основе метода лежит мозговой штурм, поэтому лучше привлечь всю команду. Далее разберем, как сделать подробный SWOT-анализ.
Этап 1. Формулирование главных вопросов
Для каждого элемента составляются вопросы. Расшифровка говорит, что начинать СВОТ-анализ нужно с выявления сильных и слабых сторон. Подсознательно команда всегда ставит акцент на плюсах компании, поэтому по количеству вопросов сильные стороны превосходят слабые. Важно усиленно проработать минусы бизнеса: проговорить их вслух, и принять тот факт, что они есть.
Этап 2. Внесение ответов в таблицу СВОТ-анализа
Когда достоинства и недостатки установлены, добавляем их в матрицу SWOT-анализа. Далее заполняем два других квадрата — возможности и угрозы. Как мы говорили, это исключительно внешние факторы, но для каждого бизнеса они определяются индивидуально, то есть, с учетом сильных и слабых сторон. Такой подход показывает, как компании улучшить свое положение на рынке с помощью имеющихся преимуществ, и какие угрозы более реальны из-за недочетов.
Этап 3. Проектирование стратегии развития
Делать SWOT-анализ несложно, но как работать с результатами? Чтобы увидеть реальные решения, следует связать элементы внутренней и внешней среды, и определить, как они влияют друг на друга. Например, в зависимости от стратегии SWOT-анализа, сильные стороны способны минимизировать и ликвидировать угрозы, а возможности — устранять недостатки компании.
Стратегические линии формируются путем сопоставления данных в таблице:
Сильные стороны (S) | Слабые стороны (W) | |
Возможности (O) | S-O (линия развития) Как достоинства компании усилят возможности развития | W-O (линия улучшения) Как возможности помогут нивелировать недостатки |
Угрозы (T) | S-T (линия защиты) Каким образом преимущества защитят бизнес от угроз | W-T (линия предупреждения) Какие слабые стороны делают фирму уязвимой перед угрозами |
Пример СВОТ-анализа
В качестве примера представим SWOT-анализ для digital-агентства. Компания уже 8 лет на рынке маркетинговых услуг, но за последний год ее прибыль упала на 20%, что заставило собственника действовать. Используя готовый шаблон, мы оформили ключевые элементы в матрицу.
Какое решение предложили маркетологи? Прежде всего, пользоваться узнаваемостью бренда по максимуму, например, запустить контекстную рекламу, чтобы напомнить аудитории о себе после ухода из России сильных конкурентов.
Продумать поощрения, которые позволят сотрудникам не задумываться об увольнении, а предприятию — выиграть время до того, как появится возможность повысить им зарплату. И обязательно вывести сервис на уровень, соответствующий заявленной стоимости, в данном случае через использование более продвинутых технологий и расширение спектра услуг. Пример этого СВОТ-анализа показывает, что требуется комплексный подход.
Значение SWOT-анализа в развитии компании часто недооценивают, но мы готовы доказать обратное, если вы решите обратиться 360 Media. Наши клиенты на собственном опыте убедились, что инструмент работает, когда за 3 месяца бизнес полностью преобразился: репутация бренда улучшилась, а финансовые показатели взлетели до небес.
Оставь контакты и мы пришлем кейсы, которые уже сработали