Система онлайн-обучения может быть выстроена различными способами. Некоторые формы требуют активного участия преподавателя, а другие дают возможность проходить курс в любое время без непосредственного привлечения лектора. Рассмотрим основные формы онлайн-обучения, виды дистанционных уроков и выберем оптимальный вариант для конкретной ситуации.
Об основных тенденциях онлайн-образования в 2022 году читайте в нашем блоге.
Оглавление
Основные форматы онлайн-курсов
По формату онлайн-курсы могут быть следующих типов.
Синхронные
Такие уроки проходят при активном участии преподавателя, и это самая распространенная система для дистанционного обучения в интернете. Курс доступен не в любое время, а по оговоренному расписанию. Большинство уроков лектор ведет вживую. Дистанционка — вот, как еще часто называется такое обучение онлайн.
Синхронное online-обучение обеспечивает максимальный эффект присутствия. Это может быть особенно важно при работе с возрастной целевой аудиторией, для которой такой формат более привычный. Кроме того, в этом случае возникает эмоциональный контакт между лектором и слушателями, а живое общение дает отличную мотивацию для продолжения обучения.
К недостаткам синхронных видов онлайн-курсов можно отнести высокую загрузку преподавателя и сложность в составлении расписания. Помимо этого, программу придется перерабатывать для тех учеников, которые не смогут присутствовать онлайн во время трансляций. Это требует от лектора дополнительной подготовки.
Асинхронные
При асинхронных формах онлайн-обучения программа составлена в виде записанных уроков и тестов к ним. Ученики получают доступ к новым материалам по мере прохождения уроков. Для этого им нужно успешно отсмотреть ролик и правильно ответить на вопросы теста.
При такой форме организации онлайн-обучения не требуется активное участие преподавателя, поскольку видео предзаписано, а результаты тестов проверяются автоматически. Если у ученика появляются вопросы, то помощь ему оказывает куратор.
Асинхронные виды онлайн-уроков пользуются большой популярностью у создателей школ дистанционного обучения, поскольку позволяют легко и быстро масштабироваться, ведь большинство процессов автоматизированы. Для учеников такой формат получения знаний не всегда бывает удобным: не имея живого общения и обратной связи от преподавателя, слушатели быстро теряют мотивацию и могут не закончить курс.
Начинающие коучи редко реализуют онлайн-обучение в асинхронном формате, поскольку сделать это достаточно сложно. Чтобы курс успешно работал, необходима образовательная платформа или платный сервис, причем их еще нужно правильно настроить. Обычно запусками в таком формате занимается целая команда специалистов, что требует значительных финансовых затрат, не всегда оправданных на начальном этапе.
Смешанные
При смешанном формате дистанционного обучения живые и предзаписанные уроки комбинируются. Обычно теоретический материал идет в записи, а на практических занятиях преподаватель отрабатывает основные моменты, отвечает на вопросы и помогает слушателям, которые столкнулись с какой-либо проблемой.
Самое эффективное онлайн-обучение с позиции занятости преподавателя и процента закончивших курс — смешанное. В этом случае базовый материал дается в предварительной записи, и его освоение легко проверить обычными тестами — а этот инструмент успешно реализован на многих бесплатных образовательных платформах. Сложные же темы рассматриваются во время живых уроков с преподавателем, и тем самым обеспечивается необходимая эмоциональность и вовлеченность. В результате при умеренной нагрузке и относительно простой технической реализации курс поддерживает высокую мотивацию слушателей и имеет высокий процент успешно окончивших обучение.
Гибридные
Гибридные способы онлайн-обучения распространены меньше всего. При таких форматах урок ведется в привычном очном формате с преподавателем и студентами, но дополнительно транслируется на удаленную аудиторию. Лектор при этом одновременно взаимодействует и с аудиторией в классе, и с дистанционными слушателями.
Инструменты онлайн-обучения
Инструментами онлайн-обучения являются виды непосредственно самих уроков, и их тоже существует множество. Рассмотрим основные:
- Лекции.
Лекции представляют собой традиционные уроки, перенесенные в цифровой формат. Такой метод привычен всем студентам, поэтому обеспечивает легкий «вход» в курс.
- Тренинги.
Тренинги относятся к онлайн-обучению с ответами и разбором практических примеров. Такой формат отлично подходит для повышения квалификации, поэтому часто используется для корпоративных обучающих программ. Также тренинги используются для личностного роста.
- Вебинары.
Вебинары — один из видов онлайн-обучения, обеспечивающий максимальное взаимодействие лектора с аудиторией. Подобные уроки часто выбирают для формата вопрос-ответ, отработки практических навыков, проверки домашних заданий и т.д.
- Марафоны.
Марафоны представляют собой краткосрочные и интенсивные курсы, обеспечивающие максимальную продуктивность. Уроки обычно небольшие по времени, зато их много, и они выпускаются регулярно. Также среди элементов онлайн-обучения на марафоне обязательно должны быть домашние задания, выполнять которые нужно в четко обозначенные сроки.
- Семинары.
В формате семинаров обычно стараются как можно подробнее и детальнее осветить какую-либо тему. Для этого зачастую приглашают нескольких преподавателей, каждый из которых читает лекцию по своей специализации.
- Игры.
В последние пару лет обучающие игры стали настоящим трендом образования. Геймификация может быть реализована разными способами, причем не только для школьников и студентов, но и для сотрудников компании. Обычно ученики начинают играть за персонажа и вместе с ним осваивают материал.
Если вы планируете запустить дистанционный курс, но не уверены, какой формат и вид уроков для него лучше выбрать, проконсультируйтесь со специалистами агентства 360 MEDIA. У нас есть большой опыт по созданию, упаковке и продвижению самых разных образовательных программ. Мы поможем создать онлайн-школу под ключ, подобрать для вас оптимальный формат курса, возьмем на себя технические вопросы подготовки и записи уроков, а также организуем эффективную рекламную кампанию для продвижения вашего продукта.
Оставь контакты и мы пришлем кейсы, которые уже сработали