Эффективность онлайн-курса зависит от качества подачи материала. Неважно, какой опыт имеет за плечами эксперт: если он не умеет правильно его передать ученикам, вряд ли его знания принесут реальную пользу аудитории. Разработка методологии обучения облегчит процесс восприятия информации за счет структурирования, чередования теории и практики, мотивации студентов, что положительно скажется на показателе доходимости и позволит получить больше позитивных отзывов.
Оглавление
Чем занимаются методологи
Методологи специализируются на том, чтобы обучение приносило реальную пользу студентам. В их задачу входит разработка инструментов, форматов и подходов, которые будут использованы экспертом при составлении курса.
Чтобы выстроить методологию образовательного курса, необходимо обладать аналитическим мышлением, уметь действовать не по шаблону, не бояться использовать новые инструменты и методики. Невозможно стать методологом после прохождения краткого обучения в сети. Чуть ли ни главный признак профессионализма — участие во множестве успешных проектов, ведь именно практика развивает в человеке насмотренность. Разработка методологии обучения — один из краеугольных камней проекта, поэтому подбору эксперта и проверке его опыта стоит уделить повышенное внимание.
Прочитайте нашу статью о том, чем отличается методист от методолога.
Как методолог может помочь эксперту
Какой курс можно назвать успешным? Когда студент не просто завершил программу обучения, но и в конце сумел достичь запланированных целей, например, научился на 30 % быстрее обрабатывать изображения в Photoshop, похудел на 15 кг или устроился на работу по новой специальности.
Сделать онлайн-курс эффективным и помогает методология программ обучения. В процессе разработки продукта методолог решает следующие задачи:
- Разрабатывает структуру курса таким образом, чтобы в процессе обучения у студентов возникало минимум трудностей с восприятием и усвоением учебного материала.
- Помогает автору найти свою «фишку», которая выделит его среди конкурентов и привлечет внимание большего количества людей.
- Создает линейку онлайн-курсов, «разбивая» знания на несколько инфопродуктов. За счет охвата разной целевой аудитории продажи курса будут расти, а вместе с ними начнет увеличиваться заработок эксперта. Студентам это поможет более детально изучить отдельные темы.
- Работает с мотивацией учеников для повышения доходимости онлайн-курса. Например, с целью повышения вовлеченности в обучение методологи используют приемы геймификации. Правильное выстраивание информации по схеме «от простого к сложному» также увеличивает число студентов, успешно добравшихся до конца курса.
Если просто «вывалить» на студентов весь свой опыт во время одного урока, никакие конспекты не помогут им выучить материал так, чтобы в будущем можно было успешно применять его на практике. Методология поможет составить «скелет» программы обучения — продумать сценарий занятий, определить методы проверки и оценивания знаний, установить периодичность стоп-уроков.
Этапы разработки методологии обучения
При создании методологии онлайн-образования методолог проделывает огромный объем работы. Рассмотрим пошагово, как происходит разработка e-learning проектов.
Проведение исследования
Первый этап разработки методологии обучения заключается в организации масштабного исследования, результаты которого помогут четко увидеть будущий продукт. Разработка подходящего стратегического решения возможна только в том случае, если очевидны потребности аудитории. Вот, что понадобится изучить в процессе исследования:
- Предметная область. Для создания качественного авторского продукта методолог должен говорить с экспертом на одном языке, поэтому в его обязанности входит всестороннее изучение предмета. Специалисты работают с большим количеством информации, отмечая для себя узкоспециализированные термины, выделяя проблемные области и т. д.
- Целевая аудитория. Методолог проводит исследование потребностей потенциальных студентов: чему хотят научиться, какие форматы обучения предпочитают, сколько времени могут выделить на курсы, какой уровень изначальной подготовки и т. д. На основе полученной информации можно спроектировать программу, которая будет по-настоящему привлекательна для ЦА. Получить ответы на все эти вопросы помогают анкетирование, опросы в соцсетях и интервью.
- Конкуренты. Чтобы понимать, что сейчас актуально в сфере виртуального образования, нужно проведение «конкурентной разведки». Таким образом, методолог определяет наиболее эффективные модели взаимодействия со студентами, интересные способы подачи контента и другое. Все это позволит создать конкурентоспособный продукт.
Составление программы
Проанализировав выводы исследования, специалист обозначает цели обучения и составляет список ожидаемых результатов. Следующим шагом будет разработка структуры проекта, которая позволит проследить влияние каждого элемента на достижение поставленных задач. На этом этапе эксперт и методолог работают вместе. Во время встреч они обсуждают главные вопросы: как будет называться инфопродукт, на сколько модулей (уроков) следует разбить курс, чему в конечном итоге должны научиться студенты и т. д.
Написанием контента для уроков занимается сам автор. Задача методолога — помочь ему собрать основные мысли и последовательно распределить их по занятиям, чтобы избежать дублирования информации, перепрыгивания с темы на тему и других проблем. Важно убедиться, что каждый из разработанных модулей имеет реальную ценность для студентов. Специалист в области методологии подскажет, как написать действительно интересный сценарий для курса, какие приемы вовлечения аудитории использовать, когда можно включать практические уроки.
Методология подразумевает создание так называемого «каркаса» обучающей программы — стратегического фреймворка, с которым дальше работает эксперт. На основе разработок методиста подготавливается контент: специалисты снимают видеоролики, пишут методические материалы и практические задания.
Оценка качества онлайн-курса
Оценить результаты и выполнить работу над ошибками — еще одна задача методолога. Она особенно важна при разработке программы обучения персонала: улучшая продукт, удастся большему научить следующий поток.
Чтобы разобраться, понравилась ли ученикам конкретная образовательная система, необходимо регулярно отслеживать такие метрики, как продуктивность, удовлетворенность и успеваемость. Пользуясь цифровым помощником, можно отследить процент дошедших до финиша студентов, их оценки за домашние задания, число «лайков» контента на платформе. Подробный анализ позволяет в будущем сделать курс лучше.
Важным показателем является и оценка конечного результата. Если инфопродукт привел человека к первичной цели — например, устроиться на работу дизайнером или перевести всю семью на правильное питание, то его кейс можно считать успешным.
В компании 360 MEDIA разработкой методологии онлайн-обучения занимаются эксперты с опытом 5+ лет. Наша digital-студия специализируется на запуске проектов дистанционного обучения, мы ежегодно разрабатываем десятки проектов из разных сфер. Это дает нашим методологам огромную перспективу и потрясающий опыт. Вы можете убедиться в их профессионализме прямо сейчас — оставьте заявку, чтобы получить бесплатную консультацию.