Самоизоляция спровоцировала настоящий бум в сфере онлайн-образования — прирост учеников на платформах дистанционного обучения в 2021-м составил от 250 % до 500 % по сравнению с предыдущим годом. Однако покупка образовательного продукта не определяет успех школы, ведь если не продумать, как мотивировать студентов онлайн-курсов, можно столкнуться с серьезными проблемами. Некоторые студенты не могут уделять достаточно времени курсам, другие же теряют интерес уже после первого урока. В результате бросившие занятия ученики могут выплескивать свое недовольство на преподавателей, оставляя гневные отзывы, что не лучшим образом отразится на репутации школы.
Согласно результатам исследования, проведенного Гарвардским университетом, всего 6 % учащихся успешно заканчивают онлайн-обучение, получают сертификат или диплом. Примерно половина учеников, забросивших курсы, даже не открывали учебные материалы. Реально ли побороть эту тенденцию? Далее в статье мы поговорим о том, как мотивировать взрослых студентов на прохождение онлайн-курсов до конца и получить довольных выпускников.
Оглавление
Причины низкой вовлеченности
Вовлеченность ученика в процесс обучения основывается на эмоциях — на протяжении всего курса он проходит через разные эмоциональные состояния. Задача преподавателя заключается в том, чтобы управлять эмоциями студента с помощью специальных приемов для увеличения эффективности онлайн-образования. Такой подход позволяет регулировать показатели вовлеченности, которые могут снижаться по нескольким причинам.
- Быстрая смена состояний. Слушатель не успевает осмыслить прочитанный материал, а преподаватель уже переходит к следующему разделу. Усвоение информации у каждого человека происходит по-разному, поэтому найти универсальные советы касательно продолжительности каждой стадии обучения будет сложно. Лучшее решение — регулярно запрашивать у студентов обратную связь, чтобы выявить проблемы с таймингом.
- Медленная смена состояний. Когда ученик прекрасно усвоил материал, и уже готов переходить к следующей части, а его все еще «гоняют» по теоретическим вопросам, появляется ощущение скуки. В результате, он пропускает уроки, а то и вовсе бросает курс.
- Неправильный выбор состояния. Большинство курсов начинается с объяснения основ предмета, стремительного погружения в теорию. Это не совсем верный подход, ведь человек не может эффективно усвоить информацию, если он не понимает, зачем ему нужны эти занятия. Правильным вариантом будет начать курс с мотивации учащегося на онлайн-обучение: например, стоит показать, каких результатов он сможет достичь в будущем.
На первых уроках важно создать для слушателей хорошую «приманку», которая станет лучшей мотивацией в процессе обучения в онлайн-школе. Другими словами, студент должен поставить себе цель, например, прокачать навыки, чтобы найти высокооплачиваемую работу.
Советы по повышению мотивации
Проведение занятий в аудитории позволяет преподавателям напрямую взаимодействовать со слушателями, что повышает их вовлечение в учебный процесс. Во время дистанционных уроков поддерживать мотивацию студентов в онлайн-обучении становится сложнее, поэтому многие успешные организаторы рекомендуют прибегать к следующим приемам вовлечения.
Использование различных методик обучения
Одни студенты лучше запоминают материал из визуальных источников, другие ориентируются на текстовый формат, а третьи усваивают информацию на слух. При личных встречах учитель может обучать учеников с разными познавательными стилями, например, рисовать таблицы, вслух читать отрывки из книг.
Как мотивировать студентов на прохождение курсов в режиме онлайн? В данном случае учебные материалы должны включать разные форматы подачи информации, что поможет создать для всех слушателей равные условия для понимания. Достичь подобного результата можно с помощью:
- текстовой информации;
- интересных видеороликов, фильмов;
- лекций через Zoom (или другие платформы);
- презентаций с иллюстрациями.
Своевременная обратная связь
Когда занятия проводятся через интернет, преподаватель должен обеспечить ученикам поддерживающую обратную связь. Такой подход станет лучшей мотивацией студента в онлайн-обучении — при появлении каких-либо трудностей он сможет в любое время обратиться к учителю.
Чтобы студенты оставались мотивированными, преподаватель должен оставаться на связи в режиме 24/7. Для ежедневного общения можно использовать такие мессенджеры, как WhatsApp или Telegram. Если необходимо провести видеоконференцию с обсуждением важных вопросов, виртуальную сессию и онлайн-консультацию, то для этих целей прекрасно подходит Zoom и Skype.
Правильная организация занятий
Ранее в статье мы уже говорили о том, как с первых уроков мотивировать студентов онлайн-курсов посредством разных «приманок». Однако этого будет недостаточно — поддерживать интерес аудитории придется на каждом из этапов обучения. Используя модель мотивации SSDL, учителя смогут помочь студентам в прохождении онлайн-обучения и получении сертификата. Модель мотивации SSDL включает 4 этапа, на которых ученик оказывается во время учебы.
Этап | Состояние студента | Роль преподавателя | Проблема | Решение |
1 | Зависимый | Эксперт | Студент ничего не знает об устройстве образовательной среды, процессе образования в целом Не сформулировал личные цели Не осознает всю серьезность учебы, отсутствует чувство ответственности за будущий результат | Проведение вебинара с раскрытием главных вопросов (длительность учебы, расписание и т.д.) Помощь в формировании личной цели (дать тесты, специальные упражнения) Организация установочной встречи, где слушатели смогут поделиться ожиданиями от курса |
2 | Заинтересованный | Мотиватор | Мозг сопротивляется изменениям, пытается уберечь организм от стрессовых ситуаций
Отсутствует четкая цель обучения, путь для ее достижения | Формирование учебного контракта (помочь увидеть ценность цели обучения) Поддержание активности в учебном чате (устраивать опросы, публиковать рейтинги студентов курса) Тесты на ответственность (ученики проверяют задания друг друга) |
3 | Вовлеченный | Фасилитатор | Ученик не принимает ответственность за результат обучения | Проведение воркшопов, мастер-классов (студент сможет проверить свои знания, потренироваться) Выдача дополнительных материалов/заданий со звездочкой (предоставить возможность учащимся изучить тему на более глубоком уровне) |
4 | Самонаправленный | Делегатор | Синдром самозванца (по окончании учебы у студента появляется страх, что он не сможет применять знания на практике) | Организация стажировок, которые можно проходить прямо во время обучения Акцентирование внимания на том, что выпускник получил от онлайн-курса (проведение сравнений «до» и «после», например) |
Использование геймификации
Игровой формат пробуждает желание учиться не только у школьников — взрослых студентов также проще мотивировать на прохождение онлайн-курсов такими элементами игры, как тесты, истории, квесты и рейтинги. Цель геймификации заключается в изменении поведения людей. В такой форме обучение не встречает сопротивления, а наоборот, приносит позитивные эмоции. Уровень мотивации учащихся в процессе онлайн-обучения зависит от динамики игры.
Агентство 360 MEDIA возьмет на себя ответственность за все аспекты работы онлайн-курса или школы, в том числе за удержание студентов и повышение имиджа организации. У нас в штате опытные методологи, которые помогут разработать эффективные методы повышения мотивации в процессе онлайн-обучения и внедрят их в учебную программу. У нас можно заказать онлайн-школу под ключ. Свяжитесь с менеджером, чтобы записаться на консультацию и получить персональное предложение для вашего учебного продукта!
Оставь контакты и мы пришлем кейсы, которые уже сработали