Рынок онлайн-образования в России в 2021 году продолжает стремительно расти: по итогам года ожидается, что рост составит в пределах 20-25 %. И это после того, как в прошлом году из-за пандемии произошел взрывной прирост российского сегмента EdTech на 35 %. Аналитики прогнозируют, что сфера дистанционного образования в России будет развиваться и дальше, поскольку потенциал для этого все еще остается значительный.
Оглавление
Как обстоит ситуация с онлайн-образованием в России
Российский рынок онлайн-образования в данный момент является одним из наиболее масштабных: на нем уже много крупных игроков, занявших основные ниши. Особенностью развития обучения в интернете в России является то, что упор сейчас идет на контент. Уже разработано и внедрено множество учебников, уроков и лекций, рабочих тетрадей и интерактивных заданий.
Но при таком уровне развития контентной составляющей технической части до нее далеко. Существует много образовательных платформ, но качественно доработанных достаточно мало, и они находятся на стадии развития. Поэтому если говорить об удобстве, то подходящий сервис для дистанционного обучения еще придется поискать. Но в условиях большой конкуренции в сфере EdTech можно ожидать, что разработчики уже в ближайшее время доработают платформы и устранят недочеты, имеющиеся на настоящий момент.
Рынок онлайн-образования в России с прошлого года начал получать серьезные инвестиции и государственную поддержку. В частности, на покупку компьютеров и электронного оборудования в рамках программы «Цифровая образовательная среда» было выделено из резервного фонда порядка 1 млрд рублей.
Помимо техники в перечень закупок вошли электронные конспекты по всем предметам для учеников с 1 по 11 классы и интерактивные программы, включающие тесты, игры, виртуальные лаборатории, мультимедийные карты, оцифрованные копии исторических документов. По задумке правительства, это поможет сделать процесс обучения более интересным и повысить вовлеченность и мотивацию учащихся.
Лидеры рынка онлайн-образования в России
Объем рынка онлайн-образования продолжает увеличиваться, и значит, этот сегмент стал привлекателен для крупных инвесторов. Неудивительно, что вслед за финансовым интересом стали появляться компании, занимающиеся разработками средств для дистанционного обучения. Рассмотрим крупнейших по статистике рынка онлайн-образования игроков:
- «Сферум».
Разработкой образовательной платформы «Сферум» в декабре 2020 занялись «Ростелеком» и Mail.ru Group. Многофункциональная система задумана для облегчения процесса удаленного обучения, а также предназначена для взаимодействия учеников, преподавателей и родителей. За основу «Сферума» взяли технологии «ВКонтакте».
Главный функционал платформы реализован посредством видео-звонков. К одной конференции могут подключиться до 100 участников. Каждому из них доступна опция показа рабочего экрана. Среди дополнительных возможностей системы разработчики называют создание чатов и сообществ – как открытых, так и закрытых.
«Сферум» планируют интегрировать с платформой «Моя школа» от Минпросвещения.
- Skysmart.
Исследование российского рынка онлайн-образования в частном секторе также показывает наличие крупных игроков со взрывным ростом. Например, компания Skyeng заколлаборировалась с крупнейшим издателем школьных учебников, и совместно они разработали и запустили интерактивную рабочую тетрадь Skysmart, доступную по разным дисциплинам.
Цифровая рабочая тетрадь не только обеспечивает активное взаимодействие с учащимися, но и облегчает работу учителя, поскольку проверка ответов автоматизирована. За 8 месяцев к проекту подключились 180 тыс. преподавателей и 5 млн школьников.
- Skillbox.
Исследования рынка онлайн-образования в России показывает, что Skillbox является крупнейшей цифровой платформой для профессионального обучения. Если раньше система была преимущественно ориентирована на IT-специальности, то за последний год резко вырос спрос на «нецифровые» профессии, например, дизайн интерьеров, управление, флористику. Более того, на платформе теперь можно бесплатно сменить направление обучения, если студент начал обучаться по не подходящей для себя специальности.
- Нетология.
Еще один «динозавр» российского рынка онлайн-образования — «Нетология» — одним из первых провел анализ интересов ЦА и стал увеличивать продолжительность курсов. По мнению аналитиков платформы, слушатели сейчас готовы платить за качественное обучение, и очевидно, что получение новой специальности невозможно за пару месяцев. В данный момент в системе доступны программы разной длительности, в том числе и двухгодичные. При этом сами уроки разбиты на короткие 5-минутные ролики, чтобы студентам было удобно обучаться в любое время.
- Учи.ру.
Обзор рынка онлайн-образования РФ был бы не полным без одной из самых популярных платформ для дистанционного обучения для школьников. Учителя могут давать задания ученикам, а также контролировать ход выполнения. Кроме того, выполнять можно общедоступные тесты и задачи, чтобы заниматься самостоятельно.
После приобретения платформы Mail.ru Group на развитие было инвестировано 3,75 млрд рублей.
- Московская школа управления Сколково.
Значительную долю в объем рынка онлайн-образования в 2021 году внесла Московская школа управления Сколково: рост в первом квартале по отношению к тем же показателям прошлого года составил 9212 %. На долю цифровых программ пришлось 26,7 % от общего объема выручки, который достиг 149 млн рублей.
Школа специализируется на корпоративном обучении, но с прошлого года расширила программу, добавив 12 курсов в B2C-сегменте.
- Яндекс.Практикум и Яндекс.Класс.
На девятом месте в исследовании рынка онлайн-образования в 2021 году по объему выручки оказался Яндекс.Практикум, направленный на получение профессионального образования. Также IT-компания развивает сервис Яндекс.Класс для дистанционного обучения школьников.
Консолидация рынка EdTech
Одним из главных трендов мирового рынка онлайн-образования в 2021 году эксперты названи консолидацию. В сферу онлайнового обучения пришли крупные компании, которые начали скупать конкурентов со схожими аудиториями и задачами.
Самой громкой сделкой прошлого года стала покупка Mail.ru Group доли в Учи.ру: IT-гигант инвестировал 3,75 млрд рублей, получив долю в 25 %. Помимо этого, компания полностью владеет сервисом GeekBrains, а также имеет доли в Skillbox, SkillFactory и Алгоритмике.
Еще одним крупным инвестором стал Сбербанк. Компания занимается формированием своего корпоративного университета, а также разработала платформу для учащихся школ СберКласс.
Яндекс тоже активно инвестирует в онлайн-образование, но предпочитает развивать собственные сервисы.
Поможем открыть и запустить вашу онлайн-школу
Несмотря на наличие крупных компаний, работающих в сфере дистанционного обучения, эта ниша еще занята не полностью, и вы вполне можете преуспеть, создав собственный курс. В агентстве 360 MEDIA работают опытные специалисты, которые помогут вам создать онлайн школу под ключ, войти в сектор e-Learning, разработав и упаковав ваш курс, а также занявшись его продвижением и рекламой.
Оставь контакты и мы пришлем кейсы, которые уже сработали